Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Как я уже упоминала в своих предыдущих статьях, у нас на подходе новое поколение ФГОС. Они считаются образовательным стандартом 3-го поколения. Запланированы для введения они в начальной и основной школе с сентября 2021 года
БУП – 2004 считается образовательным стандартом 1-го поколения, но он и расшифровывается как базисный учебный план. Следовательно, никакого особого регламента он не предусматривал, кроме требований, что ученик должен знать и что должен уметь на выходе. И безусловно, что для каждого учителя это является самым важным и главным. Модель образовательная здесь имелась в виду лишь ЗУНовская. И пока БУП – 2004 был в ходу, в целом всё было ясно и понятно, но не всегда выполнимо
С сентября 2020 года в силу вступает ФГОС-2 для старшей ступени школы. Справедливости ради нужно отметить, что в каждом регионе давно есть пилотные школы, которые ведут подготовку старшеклассников по новым ФГОС. Основные проблемы с которыми столкнулись все без исключения при переходе на эти ФГОС – это разработка учебных планов для различных профилей и с учётом выполнения индивидуального проекта
Здесь думаю все помнят о том, что старшая школа является профильной. Принцип однозначный, чем больше профилей реализуется, тем лучше для школы. А это означает, что нужны различные элективные курсы, всевозможные междисциплинарные курсы и др. Очень многие столкнулись с такой типичной ошибкой как смешение понятий «профиль» и «углублёнка». Единообразных подходов так и не было представлено, поскольку старшая ступень всё равно считается пилотной. Но многие продвинутые регионы времени не теряли и в их арсенале есть сегодня и инженерные классы в школах, и медицинские классы и очень много чего другого
Обо всём этом, по хорошему ещё только предстоит говорить и приходить к единообразному пониманию многих вещей. В любом случае практика показывает, что образовательные эффекты от реализации многообразия учебных профилей присутствуют несомненно. И это не смотря на то, что во ФГОС 2-го поколения, как для основной школы, так и для старшей есть очень много проблемных мест и не совсем понятных регламентов, но напрямую к учителю это не относится. Самой большой проблемой для учителей оказалось понимание совокупного образовательного результата в виде предметных, метапредметных и личностных результатов
Оно и понятно. Нам дали готовый ФГОС и там, где мы ранее привыкли видеть знакомые до боли слова «Должен знать» и «Должен уметь» их не оказалось. Комментариев особых от тех, кто являлся разработчиком ФГОС – 2, так тоже никто и не дождался. В целом понимая, что ФГОС есть 3 группы ТРЕБОВАНИЙ, к конечному образовательному результату, к структуре ООП, и наконец, к условиям реализации этой ООП, то что касается требований к интегрированному результату, так до конца никто и не прояснил
И сейчас, когда идёт эксперимент по апробации ЕФОМ, то по части методических и профессиональных задач возникает шквал вопросов практически по всем вариантам заданий, где выплывают УУД. Это совершенно закономерно и понятно, отчего так произошло
С этим безусловно предстоит работать ещё очень и очень много, когда интеграция понятий предметный и метапредметный результаты станут такими же доступными понятиями, как должен знать и должен уметь. Но для этого нужно глубоко понимать, что есть такое метапредметный результат непосредственно в той предметной области, которую реализует отдельно взятый учитель
При сравнении и анализе ФГОС разных поколений я планирую обращать внимание только на те моменты, которые имеют непосредственное отношение к учителям. Всё остальное во ФГОС, что относится к реализации административным ресурсом, как к примеру, требования к структуре ООП или требования к условиям реализации ООП, я затрагивать не буду. Нас интересуют только требования в части конечного образовательного результата в виде совокупности предметного и метапредметного эффекта
Приведу небольшой сравнительный анализ на примере основной школы, чем принципиально будут отличаться ФГОС – 2 и ФГОС – 3. Привычный для нас формат ФГОС 2-го поколения, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Содержит в себе 4 раздела из 57 страниц и как правило, там же сегодня приложена Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения объёмом в 470 страниц. Сами требования ФГОС прописаны в разделе № 1 в самом первом пункте этого раздела
В п. 5 раздела один отмечено, что в основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Думаю, что в своё время не все сразу обратили внимание именно на эту одну строку, но тем не менее именно эта строка и определила кардинальный переход от традиционной образовательной модели к компетентностной, где как я уже упоминала в предыдущих статьях, что понятия компетентностный и системно – деятельностный являются полными аналогами. Более того, понятие компетентностный подход является более узким по отношению к понятию системно – деятельностный подход
Раздел № 2 в п. 8 даёт нам описание нового образовательного результата в виде личностного, метапредметного и предметного. Если посмотреть содержание документа Фундаментальное ядро содержания общего образования, то увидим, что личностный результат тоже может быть представлен в виде УУД. Таким образом, речь можно вести о предметном и метапредметном результатах, где под предметным, в любом случае понимается формирование ЗУН у школьника, а метапредметный результат – это есть формирование 4-х видов универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
Для начала необходимо принять до конца, что столь глобальный новый образовательный результат регламентирует именно ФГОС 2-го поколения. Поэтому саботировать УУД здесь уже не приходится. Да и в целом эта штука не плохая, если их правильно формировать. Именно это позволяет вывести каждого из детей на индивидуальный образовательный маршрут, включая их участие в различных конкурсах и олимпиадах. Беда только вся в том, что содержание в Примерных программах по предметам было представлено в традиционном ЗУНовском варианте. Совершенно невозможно было понять, откуда на выходе возьмутся сформированные УУД
В самом ФГОС про это ничего не сказано, а в Примерной ООП все УУД подвязали под проекты и исследования. И получилось таким образом, что про УУД мы упоминаем лишь тогда, когда говорим про создание индивидуального проекта. Это одно из наиболее непонятных мест в стандарте и об этом впереди необходимо ещё много говорить
Теперь немного о ФГОС 3-го поколения. Сейчас уже сам ФГОС имеет объём 232 страницы и состоит из тех же 4-х разделов, что и ФГОС – 2. Но самое главное, здесь появились Приложения (ПРИЛОЖЕНИЯ. Требования к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию) в количестве 16 штук.
Каждое из этих Приложений комментирует требование к образовательному результату (как указано, в рамках промежуточной и итоговой аттестации) конкретного предмета. Первое, что рекомендую уважаемым учителям, посмотреть, есть или нет Ваш предмет в этих Приложениях. Если нет, то это значит, что у Вас останутся либо элективы, либо междисциплинарные курсы. А вот те, кто в эти Приложения попали, всем гарантированы ВПР, ОГЭ и ЕГЭ или их различные комбинации. Так что начинать разбираться нужно сначала именно с этим
Далее, нужно полностью взять из этих Приложений своё содержание и сравнить это содержание с тем, что было представлено во ФГОС – 2 и Примерной основной образовательной программе. Именно это я тоже в ближайшем обозримом будущем собираюсь делать по предмету Физика и писать об этом в своих дальнейших статьях. На первый взгляд мне показалось что строчки те, что по физике были и те, что представлены во ФГОС – 3 друг от друга сильно отличаются, но это ещё нужно тщательно сравнивать, к чему всех и призываю. Для начала ограничусь этой информацией, а дальше, после глубокого сравнения содержания предмета во ФГОС – 2 и ФГОС – 3 нужно будет думать о том, как это продуктивно реализовать в учебно – воспитательном процессе, чтобы выйти на те промежуточные и итоговые результаты, которые заявлены в новых ФГОС. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ