Найти тему

Она придумала для Майи "её" "Умирающего лебедя", как могла, старалась заменить мать.И до конца дней оставалась преданной балету.

Суламифь Мессерер. Фото из открытых источников. Яндекс
Суламифь Мессерер. Фото из открытых источников. Яндекс

Имя Суламифь Мессерер не часто упоминается в контексте истории русского балета, в том числе, вероятно, и из-за иммиграции на Запад в 1980 году. А между тем это выдающаяся балерина, таланту которой были подвластны самые разноплановые партии, и выдающийся педагог-организатор.

Она поздно пришла в балетную школу, к тому моменту ей минуло 12 лет. Нечасто, начиная в эти годы, достигают высот в балетном искусстве. Но Суламифь была ладно скроена, с хорошими ногами, растяжкой и прыжком. Опытные педагоги не ошиблись, определив девочку сразу в третий класс. Она очень скоро, фактически за год, догнала одноклассниц благодаря невиданной для ребенка трудоспособности, физической выносливости и терпению. Педагоги удивлялись мощи её прыжка. А еще - поразительной памяти. Ей не надо было долго репетировать. Да что там, дебютировав по окончании училища, она одну за другой зрительно выучила несколько партий и выходила танцевать без репетиций. Уже через два года Суламифь Мессерер стала солисткой Большого Театра.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Признание и успех Суламифь Мессерер познала в довольно нежном возрасте. А к середине тридцатых, к своим 28-ми годам, она станцевала почти все ведущие партии в спектаклях Большого Театра: "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро"... К тридцати девяти годам балерина была награждена Орденом "Знак Почета" и дипломом лауреата Сталинской премии.

Она стала приемной матерью для своей племянницы Майи, дочери репрессированных родителей. Когда мать будущей великой балерины Рахиль Михайловна Плисецкая оказалась в лагере с грудным сыном на руках, её сестра Суламифь удочерила Майю. Майе, которая уже подавала большие надежды как юная балерина, грозил детдом для врагов народа. Суламифь, конечно, не могла этого допустить. Она же внимательно следила за успехами племянницы, раньше педагогов заметив особенные руки Майи. Именно они натолкнули Суламифь Михайловну на мысль поставить для племянницы свою версию "Умирающего лебедя" Сен-Санса. Майя станцевала этот номер в возрасте четырнадцати лет. Он так и пройдёт через всю творческую жизнь великой балерины. Не одно поколение зрителей будет восхищаться волшебными руками-крыльями Плисецкой. В отличие от блистательной Анны Павловой, для которой Михаил Фокин придумал легендарную миниатюру, Майя появлялась на сцене спиной и сразу же заставляла зрителей замереть, потому что те понимали, что видят чудо.

С племянницей Майей Плисецкой. Фото из открытых источников. Яндекс
С племянницей Майей Плисецкой. Фото из открытых источников. Яндекс

Не будет преувеличением сказать, что балет означал для Суламифь Мессерер саму жизнь. По окончании танцевальной карьеры она работает педагогом-репетитором. Она обладала несомненным педагогическим даром, который был замечен, и Суламифь Михайловна несколько лет преподавала в хореографическом училище.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Ей было под шестьдесят, когда она была приглашена работать в Японию, где фактически участвовала в создании национальной балетной школы, прививая традиции великого русского балета.

Суламифь с братом Асафом Мессерером в спектакле "Дон Кихот".

Японцы не отказали ей, когда находясь в Токио в 1980 году на гастролях с Большим Театром, Суламифь Мессерер обратилась с просьбой предоставить ей и её сыну политическое убежище в США. Позже она иммигрировала в Великобританию, где много лет работала педагогом в Лондонском королевском балете.

Суламифь Мессерер проживет долгую жизнь, её не станет в 2004 году в возрасте 95-ти лет. Британская "The Guardian" опубликует некролог, в Москве на сайте Большого Театра также появится некролог, в котором восхищение выдающимся талантом балерины выражается наряду с сожалением о том, что потерял русский балет в её лице.

Её сын, талантливый педагог и балетмейстер Михаил Мессерер, вернувшись в Россию, много лет проработал главным балетмейстером Михайловского Театра в Петербурге.

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.