Продолжаю серию статей про мое кафе.
Система учёта и автоматизации:
В прошлых частях (первая, вторая, третья) я не затрагивал момент тему по учету продуктов и продаж. Это ОБЯЗАТЕЛЬНЕЙШИЙ и важный момент в нормальном функционировании точки общепита (от киоска с шаурмой до огромного ресторана).
Во-первых: вы сможете контролировать расход полуфабрикатов и ингредиентов и вовремя пополнять свой склад необходимыми продуктами, исключить возможность воровства продуктов персоналом (если и будут воровать, то по чуть-чуть)
Во-вторых: учет продаж позволит вам анализировать спрос на те или иные позиции из вашего меню, строить другие отчеты для, благодаря которым можно регулировать свою деятельность.
В-третьих: благодаря создаваемым техкартам программа учета легко высчитает себестоимость блюда и ценообразование будет максимально точным
В-четвертых: облачные сервисы учета для общепита (пожалуй лучшим для меня был Poster POS) позволяют онлайн контролировать ваш бизнес из любой точки земного шара, где есть интернет, прямо через свой смартфон
В-пятых: программа работает с большинством фискальных принтеров, поддерживает ЕГАИС (если решите работать с алкоголем).
В-шестых: встроенная CRM-система позволяет вести учет ваших клиентов, что позволяет внедрять программы лояльности и всегда помнить о любимых блюдах своих клиентов.
В-седьмых: это не дорого, но ОЧЕНЬ полезно!
Решение о закрытии/продаже кафе:
По просьбе одного из подписчиков, решил написать об этом. Когда приходит то самый момент, когда принимаешь решение о закрытии заведения. Я, пожалуй, просто накидаю «маячки», определенная частота и совокупность которых, переваливая через определенный критический уровень (а он у каждого свой) предпринимателя, подталкивает его на решение «закрываться».
1. Бизнес перестает приносить удовольствие и вызывает чувства, схожие при работе в обычном найме, когда уже просто неохота или дела делаются через силу.
2. Бизнес перестал приносить доход и из данного тренда выход не проглядывается без серьезных (капитальных) вложений.
3. Бизнес отрицательно влияет на отношения в семье (как правило это происходит, когда выполняются п.1 и п.2).
4. Когда понимаешь, что направление твоего кафе, либо неинтересно жителям города (либо они к нему еще не готовы), либо наоборот, схожих по тематике заведений великое множество и конкурировать с устоявшимися - не получается
5. Когда понимаешь, что тех денег, которые ты уже вложил - не достаточно для того, чтобы продолжать держаться на плаву, а совершать дополнительные вливания либо не хочется (ввиду сомнений в целесообразности данного шага), либо нет возможности
Мое кафе просуществовало почти 2 года и, безусловно, тяжело было принимать решение о его закрытии, т.к. очень много было в него вложено и сил, и времени и денег и нервов. Но, отпустить все это оказалось проще, чем я думал. Огромная гора свалилась с плеч.
Тем не менее, я очень много приобрел за эти 2 года, огромное количество умений и компетенций в различных областях (бухучет, налоги, аренда помещений, косметический ремонт помещений, законы и стандарты, правила торговли, документооборот, открытие организации, работа с рассчетными счетами, пожарная безопасность, составление технологических карт, учет ингредиентов, правила хранения продуктов и готовых блюд, дизайн интерьера, коммуникабельность, общение с различными контролирующими органами и знание того, как делать так, чтобы реже с ними общаться, набор/увольнение персонала, его мотивация, управление персоналом и заведением в целом, маркетинг, SMM, реклама, организация доставки еды, разработка блюд, умение договариваться, оборудование, покупка и аудит бизнеса, подбор помещений и локаций и многое-многое другое...
Резюмируя скажу: даже небольшое кафе, с небольшим штатом сотрудников (порядка 7 человек) - очень тяжело вести неопытному предпринимателю. Этот бизнес не для пассивного дохода, и без вашего непосредственного участия, все просто так работать не будет.