Найти в Дзене
Марина Колева

Скука и дети (спойлер: от нее много пользы)

Вы слышите слово «скука», какие мысли и ассоциации появляются в голове? В наши дни отношение к скуке скорее негативное. Родители не готовы сталкиваться со скукой, не говоря уже о том, чтобы допустить такую ситуацию, что их дети скучают. Если посмотреть пословицы и высказывания относительно скуки, то становится понятным, почему люди чаще стараются не допускать скуки, чем ей придаваться. Вот пара пословиц, которые лишь подтверждают, что ничего хорошего в скуке нет. «Скучен день до вечера, коли делать нечего». «Кто любит науки, тот не знает скуки». «Умному человеку не бывает скучно — ему всегда найдется, о чем подумать». «Лучший вид отдыха, это смена деятельности». Помня эти высказывания с детства, человек может чувствовать в период скуки, что он ленивый или глупый, или безалаберный… Почему-то кажется, что скучно быть не должно. И в наш век высоких технологий скучать просто некогда, все сделано для того, чтобы быть «занятым». Вместо того, чтобы немного поскучать, многие тут же берут телефон, чтобы «заняться делом», так как лучше листать ленту в соцсетях, чем просто сидеть.

Родители стараются сделать жизнь ребенка такой, чтобы не оставалось места и времени для скуки. Если ребенок скучает, то у некоторых родителей появляется мысль: «Что же это мы за родители такие, раз нашему ребенку скучно?» Технологии, различные кружки, репетиторы, дополнительные занятия и развлечения приводят к тому, что жизнь детей структурирована и расписана по минутам. Если им вдруг скучно, то родители дают ему сразу готовые решения того, чем заняться. Плюс сейчас у детей много игрушек.

И тут мы приходим к одному очень интересному явлению. Чем больше родители развлекают детей, тем больше им нужно разных развлечений и стимулов. И дети настолько привыкают к этому разнообразию и богатству, что стимулы послабее уже для них недостаточны. И именно отсюда возникает такое, что детей ничего не захватывает, не поражает, не радует, не вдохновляет. Порой дети бунтуют против того, что у них нет свободного времени, но когда оно появляется, то они не знаю, что с ним делать, так как всё кажется «немного пресным». И получается, что, получив свободное время, они ничего не делают. Тут сразу же подключаются родители, которые не могут допустить такого расточительства времени, они быстро придумывают детям занятие, и ребенок так и не успевает поскучать.

Попробуйте отнестись к скуке как чему-то положительному. Немного скуки (это важно, что речь не идет о том, чтобы предаваться скуке 24/7), иногда и чуть-чуть, сделает жизнь более продуктивной, креативной и счастливой, повысит уровень психического здоровья. Сама по себе скука нейтральна, она просто есть, и уже каждый человек для себя может сделать ее чем-то хорошим или плохим. Любое наше состояние и чувство существуют не просто так, они о чем-то важном нам сообщают, и наша задача разобрать с тем, а зачем это есть в нашей жизни, о чем это нам говорит, что хорошего в этом состоянии? Рекомендую подумать об этом.

И так, что же хорошего в скуке может быть для детей? Давайте посмотрим.

1. Самое важное, как мне кажется, это то, что именно скука способствует развитию воображения и творческого начала. Когда ребенок остается сам без интернета, телефонов/планшетов и других развлечений, то ему надо приложить усилие, чтобы придумать себе занятие. Когда дети остаются наедине с собой и своим временем, то это прекрасная возможность, чтобы исследовать мир вокруг, возможность искать то, что им интересно и нравится, время для фантазий. Именно в этот момент вещи становятся не просто вещами, и покрывало может стать поляной, шарф – рекой, из стульев получается корабль. Именно в эти моменты начинает работать воображение, просыпается творческое начало. Дети могут захотеть нарисовать что-то или написать рассказ, их игра будет интересной и захватывающей. Детям стоит научиться самим придумывать свои занятия, которые не исходят откуда-то из вне, которые идут изнутри.

Исследования показывают, что у людей появляется больше интересных и новых идей, когда они заняты скучным делом, нежели принимают участие в каком-то творческом задании.

2. Скука воспитывает твердость характера. Мы часто слышим о том, как важна стойкость в различных сложных ситуациях. Умение сталкиваться со скукой, быть в ней и находить решения для того, чтобы себя развлечь, способствует тому, чтобы быть более устойчивым и в других ситуациях. Это возможность столкнуться с неудачей, не боясь ее. Например, ребенок придумал построить себе дом. Он берет стулья, покрывало, но дом не получился, а рухнул. Тогда он переделывает его, вот стало лучше, но забыл продумать, как туда залезать. Значит надо снова что-то сделать. Потом может быть так, что в доме слишком темно и т.д. Таким образом дети получают опыт того, что не всегда всё получается с первого раза, что нужно пробовать, делать и переделывать. Этот опыт потом помогает проще относиться к другим ситуациям в жизни, когда не сразу находится решение. И это делает детей крепче и помогает справиться и с другими ситуациями. Когда ты сам с собой что-то делаешь неудачно, то это не пугает, можно пробовать сколько угодно раз, никто не будет осуждать.

3. Скука учит решать проблемы и планировать. Если ребенок не скучает, за него всегда придумывают занятия, за него все расписано и распланировано, то ему некогда научиться самому планировать и находить выход из сложной ситуации. В мире, когда все за тебя решено, невозможно научиться что-то решать.

4. Скука может способствовать тому, что дети лучше научатся взаимодействовать друг с другом. Когда дети предоставлены сами себе, у них нет четкого занятия и задания, то они должны будут сами придумать игру, договориться о правилах, начать играть. Все это способствует развитию навыков межличностного общения, что особенно важно сейчас в век интернет общения. Если дети предоставлены сами себе, нет ничего, что отвлекало бы их (интернет, технологии), то они начинают общаться и взаимодействовать друг с другом. Они учатся общаться не через какие-то устройства, а лично, учатся устанавливать контакт глазами, замечать язык тела, учатся понимать интонации и настроение другого. Всему этому невозможно научиться без практики.

5. Скука помогает быть более уверенным. Когда ребенок вынужден сам развлекать себя, придумывать занятия, которые будут ему интересны, то осознание того, что он сам справился, дает уверенность в своих силах. Они могут сами пробовать что-то новое, проверять границы, проявлять инициативу и самостоятельность, меньше зависят от взрослых. Все это в итоге приводит к тому, что дети лучше понимают себя, умеют на себя полагаться, и это придает им уверенность в себе и своих силах.

6. Скука способствует улучшению психического здоровья. В наш высокотехнологичны век дети (да и взрослые тоже) так заняты постоянно, что их сознание никогда не бывает свободно для того, чтобы просто «поблуждать», попереходить от мысли к мысли, от идеи к идее. Нет времени для того, чтобы просто быть. Быть с собой. Некогда подумать, помечтать, поразмышлять. Нет времени узнать самих себя лучше, почувствовать себя. Время, когда наше сознание не направлено на что-то конкретное, не занято, а предоставлено само себе, очень важно для психического здоровья.

7. Скука дает почувствовать свою принадлежность. Дети настолько всегда заняты, их сознание всегда чем-то захвачено, что им некогда просто побыть с собой, почувствовать место, в котором они находятся, почувствовать окружение. Постоянное нахождение в сети, также отдаляет нас от реальности. Мы не чувствует своей принадлежности к месту и людям, которые нас окружают. И именно скука позволяет вернуться в этот мир и почувствовать его.

8. Скука делает детство счастливым. Хоть дети и жалуются на то, что им скучно, но это именно то, что делает их детство счастливым, потому что «приключения» начинаются со скуки. Подумайте о своем детстве, какие моменты самые запоминающиеся и счастливые? Мало кто вспомнит вещи, как правило вспоминают места, ситуации, действия, друзей, смех, игры дома и на природе. Вспомните своих детей, которые иногда коробке от подарка радуются больше, чем самому подарку. Для счастья нужны отношения, контакт с родителями, игры, фантазии, а не какие-то материальные вещи или интернет.

И так, скуки не стоит бояться, в ней тоже скрыт ресурс, которым можно пользоваться. И иногда немного поскучать может быть даже полезным, главное понимать, зачем мне это состояние сейчас дано.

О том, как научить детей не бояться скуки, читайте тут.