Послушная девочка, которая приносит одни пятёрки и всегда радует маму. Разве это не родительский идеал ребёнка?
Что ж, это и правда удобный маленький человек, ни кому не доставляющий проблем. Он всегда вызывает умиление у взрослых и никогда ни в чём не перечит.
Так что же это? Просто картинка из родительской фантазии?
Если бы…
К сожалению, это такое умение ребенка приспосабливаться к желаниям взрослых, которое называется «синдром отличника».
Когда говорят про этот синдром, мне так и хочется поднять руку, словно я на собрании анонимных там кого-нибудь, и сказать: «Здравствуйте! Меня зовут Мария. И я…страдаю «синдромом отличника».
Слово «страдаю» я употребила не случайно. Потому что за внешней картинкой идеального ребенка часто скрывается следующее:
- буря душевных страданий из-за постоянных внутренних конфликтов;
- комплекс неудачника, который выражается в патологическом страхе совершить ошибку;
- подавление негативных эмоций, особенно гнева, потому что «ребёнок – картинка» должен всех радовать;
- подавление своих желаний в угоду желаниям других людей;
- неспособность по-настоящему расслабиться, потому что всегда «надо что-то делать»;
- как следствие всего выше перечисленного, неспособность слышать себя и быть в гармонии с собой.
Да, ребенок с «синдромом отличника» с одной стороны – повод для родительской гордости. Особенно если они помешаны на результатах и достижениях.
С другой стороны, это определенный, надо заметить, не совсем здоровый, стиль мышления.
В самом худшем варианте – это ломка личности, которая отражается на всей последующей жизни.
Как «синдром отличника» выражается во взрослой жизни?
1) Трудно отстаивать свои личные границы и говорить «нет». Поэтому такие выросшие «девочки – отличницы» часто вступают в деструктивные отношения.
2) Есть сильная тяга к «спасательству». Помните, как это подпитывалось, когда отличнице надо было брать на поруки неисправимых хулиганов?
3) Трудно выражать своё мнение. Поэтому возникает страх перед конфликтами и мышление по типу «Лучше я соглашусь, чем ….» Опять таки, благодатная почва для манипуляторов.
4) Трудно поддерживать баланс «брать-отдавать». Всё больше и чаще он смещается в сторону «отдавать», что приводит к регулярному выгоранию и истощению внутренних ресурсов.
5) Трудно и стыдно просить о помощи. Всё привыкла делать сама и никого не утруждать.
6) Сильная оценочная зависимость от мнения других людей.
Оценки уже не ставят буквально, как в школе, поэтому идёт поиск иного рода оценок – одобрения. Без постоянного одобрения со стороны окружающих где-то глубоко внутри сидит такое мнение о себе: «Я двоечник, раз меня не похвалили, я плохой человек».
7) Как результат предыдущего пункта, человеку сложно озвучивать стоимость своих услуг и брать за их выполнение деньги. Для человека большая мотивация – быть хорошим, получить похвалу, а не просто деньги.
8) Много предъявляется долженствований по отношению к себе: «Я должен быть хорошим/умным/вежливым/неконфликтным/позитивным и т.п. и причём со ВСЕМИ».
9) Несмотря на реальные достижения в какой-то из сфер жизни, есть склонность к обесцениванию своих успехов, в том числе и в следствии заниженной самооценки. Привет, еще один синдром – «самозванца»!
10) Затыкание своих чувств, желаний, потребностей. Как результат этого могут быть проблемы, которые находят своё отражение в теле: напряжения в мышцах, зажимы нервных окончаний, спазмы, мигрени, остеохондрозы и т.п.
11) Неумение жить своей жизнью. Жизнь другого (ребенка, супруга, подруги, родителя, начальника и т.п.) всегда стоит на первом месте, чаще всего в ущерб собственной. В итоге происходит полное растворение в чужой жизни.
Как видно, «синдром отличника» - вещь довольно серьезная с далеко идущими последствиями.
Что делать, если вы его в себе обнаружили? В следующей статье расскажу план действий.