Появление в России бумажных ассигнаций — вопрос сугубо практический. До ХVIII века ежегодно чеканилось по два миллиона серебряных монет, а запасы драгоценного металла, увы, небезграничны. Меди было в достатке, но для сбора подати приходилось снаряжать целые караваны: 500 рублей медью занимали целую телегу. Сделать расчеты легче в прямом смысле слова были призваны бумажные деньги.
Недостатки аскетического дизайна
Первым делом в обращении появились купюры в 25, 50, 75 и 100 рублей, напечатанные на обычной белой бумаге с вершиной технологического процесса того времени — водяными знаками. Текст и нумерация — вот и весь дизайн купюр конца ХVIII века, которые больше напоминали расписку ростовщика, чем деньги. Банкноты в 100, 50 и 25 рублей были в ходу у состоятельного сословия, а чуть позже появились синие пятерки и красные десятки, где их прозвали «синенькая» и «красненькая».
Подделывать новый вид платежного средства научились довольно быстро. Когда общая сумма ассигнаций за счет подделок выросла до 157 миллионов рублей (при гослимите в 100 миллионов), лишние просто сожгли в торжественной обстановке в присутствиит Павла I.
После прихода Наполеона количество подделок значительно увеличилось, и бумажные деньги начали стремительно обесцениваться. К слову, отличить подделку можно было по подписи: на фальшивых купюрах она была отпечатанной, в то время как на подлинных купюрах подписи ставили чернилами от руки в Сенатской типографии.
Узоры в качестве защиты
Изначально не подделывал ассигнаций разве что ленивый, но в 1815 году построили новое производство для изготовления ассигнаций и ценных бумаг с гербом — Экспедицию заготовления госбумаг (нынешний Гознак). Открылось сразу несколько мастерских: граверная, нумерационная, механическая, типография и бумажная фабрика. Пришли на помощь государству и художники, расписывая ценные бумаги сложными узорами в стиле ампир. Разрабатывали новые ассигнации знаменитый инженер Августин Бетанкур и директор Экспедиции князь Александр Хованский, утверждал лично Александр I.
В 1864 году произошла новая техническая революция в изготовлении банкнот. Экспедиция закупила сложные машины для создания уникальных узоров, стала применяться гальванопластика и металлографическая печать. На деньгах появились полутона, а приход в Экспедицию Ивана Орлова со станком собственной конструкции позволил печатать многокрасочный рисунок в один прием — до этого приходилось готовить отдельную форму для каждого цвета.
Денежные портреты
В 80-х годах ХIХ века купюры стали украшать не только императорские регалии, но и сами черно-белые портреты венценосных особ. Оригиналы были выполнены тушью и гуашью художником-академиком Дютаном. К примеру, на банкноте в 5 рублей был изображен Дмитрий Донской (с портрета князя в Донском монастыре), 10 рублей — Михаил Федорович (с портрета Романовской галереи Эрмитажа), 100 рублей — Екатерина II (с работы художника Лампи 1792 года).
Банкноты с ликами монархов сразу же получили прозвища. 100 рублей с Екатериной II — «катенька», 500 рублей с Петром I — «петруша». Печать выполнялась путем гравировки, рисунок повторялся на белой части банкноты водяным знаком. Лицевую сторону украшали императорские регалии.
«Петруша», бывший в обращении с 1898 по 1912 год, стал самой крупной в смысле размера купюрой — 27,5 на 12,6 сантиметра. В 1910 году среднестатистический российский рабочий зарабатывал одного «петрушу» за два года — то есть в год 250 рублей.
Временное правительство хоть и напечатало обезличенные керенки в 20 и 40 рублей — клочки бумажки 5 на 6 сантиметров, но продолжило выпуск бумажных денег царского образца. Инфляция потребовала добавить 250 и 1000 рублей. На тысяче изобразили Таврический дворец, где заседала Госдума, а на банкноте в 250 рублей — двуглавого орла, но уже без монархических регалий. Герб СССР и надписи на языках союзных республик появились на банкнотах в 1924 году, а с 1937 года на купюрах красовался потрет Ленина.
Автор: Наталья Летникова