Прошло 15 лет с того момента, когда канал HBO решил закрыть один из лучших мистических сериалов всех времён – «Карнавал». И чтобы как-то оживить память об этом шоу, которое покрылось пылью забвения прошедших лет, мне захотелось поразмышлять: нужен ли сериалу «Карнавал» продолжение или всё же его сюжетная арка, состоящая из двух сезонов, вполне самодостаточна и не нуждается в расширении.
«Карнавал» детище канала HBO от создателя Дэниэла Кнауфа описывало историю многовековой борьбы добра со злом через фундаментально выстроенную мифологию, помещённую на пласт исторических событий, где фоном для основных действий послужили времена Великой депрессии и Пыльного котла. По сути, Кнауф взял весьма плоскую и простую тему, как противостояние добра и зла, но благодаря своей фантазии, усложнил её более проработанными деталями. То есть помимо явных христианских мотивов, Кнауф создал полностью автономный апокриф, который берёт библейский концепт противостояния, но выстраивает на почве этого конфликта совсем иную историю, правила и мифы. И, тогда как в планах Кнауфа была цель реализовать монументальный эпос на шесть сезонов с романной структурой на три главы, в конечном итоге были отменены по причине невысоких рейтингов, завершив проект уже на первой главе. Хотя если отбросить ряд подвешенных сюжетных линий, предназначенных для продолжения, то в целом сериал выглядит вполне завершённым. Вопрос только в том, всё ли в сериале работает так идеально из-за отсутствия запланированного продолжения.
Вначале рассмотрим те нереализованные моменты, из-за которых два сезона выглядят неполными и нуждаются в продолжении.
Мифология: Проблема заключается в том, что Кнауф за те два сезона оставил слишком много сюжетных крючков, которые должны были выстрелить в будущем. В основном много таких деталей можно увидеть во втором сезоне, если первый сезон больше знакомил нас персонажами, то второй уже основательно расширял мифологию. Акцентирование на линии рыцарей тамплиеров и загадочных манускриптов, видимо предполагало в этой борьбе третьего игрока, где помимо сверхъестественных способностей самих Аватаров, в этом мире существуют реликвии и предметы, которые также обладали могущественной силой.
По сути, той же печальной участи постигла и главная сюжетная линия всего сериала. Кроме самой борьбы света и тьмы – решающее противостояние заключалось в предотвращении взрыва ложного солнца, а точнее отвратить испытание Тринити (ядерного оружия), который символизировал конец всему и победа зла над всем. И данный лейтмотив сериала Кнауф декларирует ещё во время вступительной речи персонажа Майкла Дж. Андерсона и отсылается к нему на протяжение всех двух сезонов.
Персонаж Софи: Если природа героев Бена Хокинса и проповедника Джастина Кроу не сразу, но всё же можно было идентифицировать, и в целом не преследовало цели напустить тумана в их происхождении. То касательно Софи, Кнауф дозировал её значимость в отношении общего сюжета, представляя её изначально как человека, а уже под финал самым могучим воплощением по имени Омега. И в третьем сезоне её линия, как и сверхъестественное происхождение, должны были играть важную и существенную роль. Таким образом роль Софии, как Омеги, обязана была раскрыть ещё один важный пласт мифологии, такой как Аватары, где помимо воплощения Света и Тьмы, существовал самый первый Аватар – Альфа. И в отличие от остальных она была женского пола и не относилась к тьме или свету, но в то же время именно она породила Аватаров Света и Тьмы. Софи же, согласно пророчеству, является Омегой, на которой и должен закончиться род Аватаров и возможно образ человека с татуировкой отождествляется именно с ней, а не с братом Джастином. И именно она является Usher – предвестником Армагеддона. С другой стороны, возможно она, как и Альфа, имеет возможность не быть воплощением Света и Тьмы, и в решающий момент стать той, кто должен изменить ход истории в положительное русло. Но так как сериал закрыли, роль Софи потеряла свою исходную важность.
Персонажи: Так как сериал закрыли после второго сезона, то линии несколько персонажей просто оборвались. И это наглядно видно по линии героя Лодзя, который был убит в конце первого сезона, но явно должен был вернуться в третьем, периодически напоминая о себе во втором сезоне, озвучивая фразу: ты увидишь меня скоро во плоти. Выстрел в персонажа Джонси тоже выглядит больше клиффхэнгером, чем завершением арки этого героя, и по словам Кнауфа: он точно должен был вернуться в третьем сезоне. В то же время отношения Кнауфа к своим персонажам всегда качался как маятник – от фанатичного центрирования на определённых героях (даже тем, кто сильно не влияет на общую сюжетную линию) до максимального безразличия. Именно поэтому ряд героев в первом сезоне – сиамские близнецы, человек-ящерица – обозначаются и никак не развиваются, а после финала первого сезона и вовсе исчезают. А другие как Семейство Дрейфус всё значительнее занимают хронометраж своими мыльными отношениями, вызывая тем самым негодование.
Финал: При всех своих достоинствах – финал одновременно своими клиффхэнгерами оставляет чувство незавершённости и спешности. Если первый сезон и первая часть второго развивалась по размеренному и основательному темпу, фокусируясь на деталях, иногда слишком усердно, то вторая половина второго сезона летит словно стрела к намеченной цели, слишком уж вброс отмечая важные детали сюжета. При этом вроде сериал и приходит к кульминации, показывая нам долгожданную битву Бена Хокинса и брата Джастина, но в то же время сюжет только под финальный занавес раскрывает истинную сущность Софи, затем показывает, как она идёт воскрешать брата Джастина, а там ещё с Джонси неясно погиб он или нет. И все эти детали рушат чувство завершённости.
Ну если абстрагироваться от того, что у сериала должно было быть продолжение и рассматривать эти два сезона как вполне самодостаточную сюжетную арку с завязкой, развитием и финалом, то он смотрится безупречно. Даже те намёки на продолжение, если рассматривать их под углом самостоятельного произведения, выглядят лишь дополнительными элементами, которые объёмнее и чётче структурируют мифологию, как и сам сюжет. То есть в данном контексте они не выступают в качестве функции, чтобы что-то объяснить, а нужны лишь для того, чтобы обозначить, что у этой истории есть свой бэкграунд. В данном случае эти нереализованные аспекты сюжета и мифологии удачно можно сравнить, например с тем же «Твин Пикс», который тоже резко и неожиданно завершился, оставив зрителей в недоумение с весьма мрачной концовкой, где агент Купер бьётся головой об зеркало и видит в отражении злого духа БОБа. Притом, что Дэвид Линч не остановился на этом и очень основательно закинул крючки для своей мифологии уже в полнометражном фильме «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», где вместо того, чтобы объяснить какие-то сюжетные моменты сериала; он, наоборот, стал усложнять, добавляя новые детали. Только в отличие от Дэниэла Кнауфа – Дэвиду Линчу повезло, что ему дали шанс, благодаря третьему сезону, продолжить свою историю.
Таким образом «Карнавал», конечно, был лишён возможности рассказать нам про свой богатый и обширный мир через более основательные детали, но это не значит, что конечный результат из шести сезонов сделал бы этот сериал великим, но что точно мы знаем: он и без этого стал возможно не великим, но определённо культовым.
Если вам понравилась это статья пожалуйста делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте:
Мир слэшера: рецензия на фильм "Последние девушки" (The Final Girls)
Кинопремьеры этой недели (19.03.2020): «Тайная жизнь», «Афера в Майами», «Тролли. Мировой тур» и др.
Бюджетные Мстители: рецензия на сериал "Защитники" (The Defenders)
Одержимость красотой: рецензия на фильм "Неоновый демон" (The Neon Demon)
Я есть правосудие: рецензия на сериал "Каратель" (The Punisher) - 1 сезон
Обзор на сериал Мне это не нравится/I Am Not Okay with This - 1 сезон
Смерть — это просто такой выключатель: рецензия на сериал "Наёмник Куорри" (Quarry)