Каким должен быть идеальный космический корабль? Ответ лежит на поверхности- полностью многоразовым. Способным самостоятельно взмыть в космос,выполнить задачу, приземлиться на Землю, заправиться и быть готовым к новому полету.
О создании такого космоплана, Земляне грезят с того момента, как их утлые космические суденышки впервые покинули нашу планету.
Но, что мешает создать такой аппарат?
В первую очередь тот факт, что на космический корабль на разных этапах его полета возлагаются разные задачи.
В момент взлета, аппарат должен достичь первой космической скорости, чтобы выйти на опорную орбиту, а значит иметь большой запас топлива. В космосе, он должен эффективно маневрировать и иметь малую массу. В момент посадки, он должен эффективно защищать экипаж и оборудование от теплового воздействия.
С технической точки зрения, совместить все эти свойства в одной машине задача невозможная и все же, человек попытался ее решить.
Первые эскизы крылатых кораблей родились одновременно с первыми космическими ракетами. Американцы долго и упорно работали над суборбитальным ракетопланом X-15, который как над ним не бились создатели, в космическое пространство выходить не хотел.
Очень скоро стало понятно, что без классической ракеты, для запуска не обойтись, но, как говорит Павел Дуров- "компромисс- худший из вариантов".
Потратив сотни миллиардов долларов на создание орбитального самолета, американцы получили Space Shuttle, который выводил на орбиту всего 20 тонн полезного груза, требовал дорого послеполетного обслуживания и был на порядок дороже классических ракет.
И все же, путь был проложен.
Еще на этапе проектирования было понятно, что Space Shuttle- вариант тупиковый и нужен скорее военным, чем простым людям.
Создать полноценный ракетоплан, за который не стыдно решили сразу в двух странах и сейчас вы уже угадали в каких.
В США это был проект NASP или X-30, а затем космоплан X-33. Только на экизные проекты было выделено более $1 млрд., была построена стартовая площадка и даже проведены испытания отдельных элементов конструкции, был даже создан уникальный двигатель RS-2200, но дальше дело не пошло. В 2001 году финансирование проекта было прекращено .
В СССР разработкой проекта занялось ОКБ Туполева, представив эскизный проект Ту-2000. При взлетной массе в 260 тонн, аппарат должен был выводит на орбиту 6-8 тонн, успешно маневрировать и садиться на аэродром не длиннее 3 км.
Для такого полета ,машина использовала комбинацию из 3 типов двигателей- 4 ТРД в хвостовой части фюзеляжа, основной разгонный широкодиапазонный ПВРД в задней части фюзеляжа, 2 ЖРД для маневрирования на орбите.
Самое удивительное в этой истории тот факт, что ракетоплан остался не просто проектом на бумаге. К 1991 году для него был изготовлен кессон крыла, композитные трубопроводы, часть фюзеляжа и криогенные топливные баки. Проект должен был быть был закончен в 2000 году, но в 1992 году бюджет проекта составил 0 рублей, а построить такой космолет без денег невозможно.
Итоговым ответом на вопрос- почему мы до сих пор не построили такой ракетоплан станет- потому, что человечество в своей массе не отличается умом.
Постройка такого аппарата возможна, но требует мобилизации множества ресурсов, которые в одиночку не может собрать ни одна частная компания. Возможно, что если бы человек тратил бы меньше ресурсов на войну и зрелища, то он получил бы заветный ключик к дешевому космосу.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно 😉