Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Что случилось с рок-музыкой?

В продолжение тем:

Ниже — ещё пара мнений по данной проблеме, столь интересной для многих преданных меломанов и самих музыкантов.

Tony Winkler

Похоже, подтекст звучит так: «тех из нас, кто достаточно стар, чтобы помнить "платиновый век" рока, волнует вопрос, сможет ли когда-нибудь рок снова стать доминирующим центром молодёжной популярной культуры?».

В действительности, с рок-музыкой ничего не случилось. Около пяти десятилетий царил культурный, экономический и развлекательный климат, который очень благоприятствовал рок-группам. Они наслаждались массовой аудиторией, участвующей в этом массовом опыте. Некий мистический ореол, который создавали многие из этих групп, а также удовольствие от участия в этом массовом опыте — это то, что большинству пожилых фанатов не хватает в современной музыке.

Сегодня есть много новых рок-групп, и многие чертовски хороши. Но они звучат не так, как «классические» рокеры, и, возможно, не так привлекательны для пожилых людей. Кроме того, способ, которым музыка потребляется сегодня, радикально отличается от прошлого: это гораздо более «нишевой» способ потребления. Один только жанр хэви-метала превратился из жалких полудюжины поджанров в 1980-е (которые никто и не удосуживался различать, кроме реальных фанатов) в разветвлённое дерево буквально десятков нишевых жанров, каждый из которых имеет теперь своих преданных поклонников.

В наши дни поклонники музыки часто открывают для себя группы самостоятельно и относятся к музыке как к личному пристрастию, без дополнительной необходимости в принятии их вкусов сверстниками. Климата, который способствовал «классической» рок-музыке, больше не существует. Возникла новая музыка, которая соответствует новому климату.

Я бы сказал, что хеви-метал, несмотря на всю его «фракционность», является одной из разновидностей рок-музыки, сохранившей ту жизненную ауру, которой когда-то наслаждалась вся рок-музыка. Это всегда было популярное движение, а его массовость и неподвластный времени пафос привели к его распространению по всей Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке. Это движение никогда не проходило через «ироническую фазу», а его поклонники часто чрезвычайно преданы и разделяют дух сообщества.

Ty Doyle, США.

Я думаю, что есть две большие проблемы в работе с тем, что «случилось» с рок-музыкой.

Во-первых, рок, как и все виды искусства, подвержен изменениям вкусов и является продуктом своего времени. Рок-музыка была доминирующей культурной силой на Западе во второй половине 20-го века — это ведь очень длительное время, если вы подумаете о том, насколько эфемерными были некоторые виды искусства за последние 100 лет или около того.

Но не удивительно, что другие жанры, типа хип-хопа и электронной музыки, теперь являются символами нашего времени. Это потому, что артистам всегда нравится быть на переднем крае, и становится всё труднее делать «новые» вещи в устоявшихся жанрах. Поэтому было неизбежно, что рок в конечном итоге потеряет своё место на троне, а дети в 2040 году, несомненно, будут слушать что-то, что мы сегодня даже не можем себе представить.

Во-вторых, коренным образом изменил музыкальный бизнес Интернет. Рок достиг своего господства в период до Интернета, когда музыка была дорогой как для потребления, так и для создания, и было трудно найти себе подходящую музыку тем людям, которые не хотели слушать такую же ерунду, как все остальные вокруг. Другими словами, некая характерная порода молодых белых потребителей обеспечила доминирование рок-музыки в тот период, когда барьеры для входа были сравнительно высоки.

В наши дни за небольшие деньги (или бесплатно) люди могут слушать музыку, которая более или менее соответствует их личным вкусам, и старая бизнес-модель, при которой вы не могли найти свою аудиторию, если у вас не было поддержки крупного лейбла, была успешно уничтожена.

В мире, где потребители могут получить именно то, что они хотят, 24 часа в сутки и 365 дней в году, а для исполнителей имеются весьма низкие барьеры для входа — неудивительно, что рынок стал одновременно и высококонкурентным, и сильно фрагментированным, вплоть до того, что каждый музыкальный жанр был разделён на бесчисленные поджанры, которые ориентированы на всё более и более узкие слои почитателей.

На самом деле сегодня создаётся много нового (и хорошего) рока, но любой группе гораздо сложнее добиться больших продаж и собрать стадионы, по сравнению с 1970-ми и 1980-ми годами: когда люди перегружены разнообразием, договориться о чём-то одном, общем для всех, просто невозможно.

Так что нет, я не предвижу «возвращения к року», по крайней мере, возвращения его пиковой популярности. Опять же, он всегда будет существовать во многих различных формах, потому что он по-прежнему остаётся популярным, но старая музыкальная модель не вернется.