Найти тему
Голодный историк

AMX-10P, БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ И МНОГИЕ ВОКРУГ

В 1965 г. по заказу французских вооруженных сил фирма "Ателье де констрюксьон д'Исси-ле-Мулино" приступила к разработке новой боевой машины пехоты, которая должна была прийти на смену БМП АМХ VCI

AMX-10P
AMX-10P

ПОЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, кг: 14500

Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 65

Запас хода по шоссе, км: 600

Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М693, 7,62-мм пулемет

Экипаж, чел.: 3+8

В 1965 г. по заказу французских вооруженных сил фирма “Ателье де констрюксьон д’Исси-ле-Мулино” приступила к разработке новой боевой машины пехоты, которая должна была прийти на смену БМП АМХ VCI, состоявшей на вооружении с 1957 г. и уже тогда считавшейся устаревшей. В 1968 г. был изготовлен первый прототип и проведена серия испытаний, в результате чего в 1972 г. новая БМП пошла в серийное производство под обозначением АМХ-10Р. Производство боевых машин пехоты было доверено фирме “Ателье де констрюксьон Роан”. И уже в 1973 г. первые машины стали поступать на вооружение французской армии, где успешно эксплуатируются и поныне.

Корпус АМХ-10Р выполнен по классической конструктивной схеме и полностью сварен из алюминиевых броневых плит, которые обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов малого калибра. Лобовая броня корпуса не пробивается пулями калибра 14,5 мм. Впереди слева находится отделение управления. Механик-водитель попадает в машину через индивидуальный круглый люк, который открывается вверх. Его боевой пост оснащен тремя одинарными перископами, средний из которых может заменяться на пассивный прибор ночного видения для вождения машины в ночное время. Справа в передней части корпуса находится силовое отделение, имеющее в плане форму латинской буквы L. В передней лобовой плите корпуса устроены жалюзи воздухозабора и выброса воздуха. Выхлопные газы выбрасываются через отверстие в правой стенке корпуса. Дальше располагается боевое отделение с двухместной башней “Тукан II”. Башня установлена со смещением влево от продольной оси машины. Командир БМП размещается в башне слева, а наводчика – справа. Оба этих члена экипажа занимают свои места в машине через люки, которые открываются с соответствующих сторон. В кормовой части корпуса находится десантное отделение на восемь солдат в полной выкладке, оборудованное индивидуальными складными сиденьями. Десант попадает в машину через большую рампу в кормовой стенке, открывающуюся с помощью электрического привода, или через два люка в крыше корпуса БМП. Солдаты имеют возможность наблюдать за полем боя через шесть перископов: по два с каждого борта и два в рампе. Около перископов, установленных в корме машины, предусмотрены амбразуры, через которые два солдата десанта могут вести огонь, не покидая БМП. Основное вооружение АМХ-10Р состоит из 20-мм автоматической пушки М693, установленной снаружи на башне, и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Наведение вооружения в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов или вручную. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах от -8° до +50°, что позволяет вести борьбу с воздушными и укрытыми целями, а ее скорострельность составляет 700 выстрелов в минуту. Пушка имеет двойную систему заряжания, что позволяет наводчику выбирать тип боеприпаса – осколочно-фугасный или бронебойный – в зависимости от характера поражаемой цели. Пушка М693 позволяет вести эффективный огонь на расстоянии до 1500 м до цели. Бронебойный снаряд, имеющий начальную скорость 1300 м/с, на расстоянии 1000 м пробивает броневую плиту толщиной 20 мм. Скорострельность пулемета составляет 900 выстрелов в минуту, а дальность его эффективного огня не превышает 1000 м. Из-за отсутствия системы стабилизации вооружения эффективность пушки относительно невелика: поразить из нее цель, не останавливаясь, практически невозможно. Существенным недостатком вооружения является также невозможность уничтожения бронированных объектов – танков. Однако справедливости ради следует отметить, что в машине имеются две ручные пусковые установки ПТУР “Милан”, но ведение из них эффективного огня возможно только из неподвижной машины. Производитель сообщает, что в зависимости от пожеланий заказчиков пусковые установки ПТУР могут монтироваться на корпусе с обеих сторон башни. Боекомплект, возимый на АМХ-10Р, состоит из 760 артиллерийских выстрелов, 2000 патронов к пулемету и 10 ПТУР “Милан”. Для ведения огня место наводчика оборудовано универсальным прицелом ОВ40, имеющим 6-кратное увеличение в дневном канале и 5-кратное в ночном. Прицел позволяет вести наблюдение, обнаруживать и идентифицировать цели. В распоряжении наводчика могут быть и другие прицелы, например дневной прицел М406 с 2- и 6-кратным увеличением или прицел ОВ37 с увеличенной контрастностью изображения и 6-кратным увеличением. Командир машины может вести огонь с помощью дневного прицела М371 с 1 – и 6-кратным увеличением. Для ведения огня по воздушным целям используется коллиматорный прицел. Кроме того, башня БМП оборудована семью перископами, которые обеспечивают командиру и наводчику круговой обзор поля боя.

В качестве силовой установки на БМП АМХ-10Р используется дизель “Испано-Сюиза” HS 115. Этот 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения развивает мощность 221 кВт при 3000 об/мин, а его удельная мощность составляет 15,2 кВт/т, что позволяет боевой машине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. В состав трансмиссии входят гидрокинетическая передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперед и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водометных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией составляет очень компактный агрегат на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов.

Ходовая часть АМХ-10Р состоит, применительно к одному борту, из пяти обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, трех поддерживающих роликов и гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми накладками. Опорные катки связаны с торсионными валами через балансиры – такое решение широко применялось почти во всех боевых гусеничных машинах того периода. Для погашения вибрации первые и последние опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами. БМП АМХ-10Р является плавающей машиной. Движение по воде обеспечивают два водометных движителя, приводимые в действие от коробки передач через передаточный вал. Водометы установлены в корме машины по обе стороны от рампы и при преодолении водной преграды позволяют машине развивать скорость 7 км/ч. Помимо водометов БМП оборудована двумя косозубыми помпами (одна в силовом отделении, вторая – в десантном), откачивающими воду, поступающую внутрь корпуса, и волноотражающим щитком. Волноотражающий щиток установлен в передней части корпуса и лежит на его верхней лобовой плите. Во время плавания он поднимается с помощью гидравлического привода, которым управляет механик-водитель. В состав дополнительного оборудования АМХ-10Р входят прожектор-искатель РН9А, установленный на башне и спаренный с пушкой, и четыре дымовых гранатомета с электрическим запалом. Гранатометы установлены на корме корпуса, по два с каждого борта.

Стандартное оборудование включает систему защиты от оружия массового поражения, систему пожаротушения в силовом отделении и систему подогрева. Боевая машина пехоты АМХ-10Р состоит на вооружении армий Франции, Саудовской Аравии, Греции, Катара и Сингапура.

Тактико-технические характеристики БМП АМХ-10Р

Боевая масса, т 14,5

Экипаж, чел. 3+8

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 5778

ширина 2780

высота до крыши башни 2570

клиренс 450

Бронирование – противопульное

Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М693, 7,62-мм пулемет

Боекомплект: 760 выстрелов, 2000 патронов

Двигатель: “Испано-Сюиза” HS-115, 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом, мощность 221 кВт при 3000 об/мин

Удельная мощность двигателя, кВт/т 15,2

Удельное давление на грунт, Мпа 0,053

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65

Запас хода по шоссе, км 600

Запас топлива, л 528

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,7

ширина рва, м 2,1

глубина брода, м – плавает

AMX-10P IVC
AMX-10P IVC

БМП АМХ-10Р должна была стать базой для новой боевой машины пехоты АМХ-10Р 25 IVC. Эта модель была показана в 1983 году, но не заинтересовала потенциальных заказчиков и работа над ней не вышла из стадии прототипа. Основное изменение по сравнению с АМХ-10Р заключалось в установке в середине корпуса одноместной башни “Драгар” фирмы GIAT. В башне предусмотрено место для наводчика, оборудованное универсальным дневным и ночным прицелом, четырьмя перископами М336 для ведения наблюдения в переднем секторе и двумя блоками наблюдения, установленными в задней части башни. Дневной канал прицела обеспечивает ведение наблюдения с 1-кратным и 7-кратным увеличением, а ночной – с 4,5-кратным. Установка одноместной башни обусловила размещение места командира машины в корпусе, слева от башни. Оно оборудовано маленькой башенкой кругового вращения, пятью дневными перископами и одним универсальным с дневным и ночным каналами наблюдения, а также открывающейся вперед цельной крышкой люка, через который командир занимает свое место в БМП. В кормовой части корпуса находится десантное отделение на восемь солдат с полной выкладкой, оборудованное индивидуальными складными сиденьями. Десант попадает в машину через большую рампу в кормовой стенке, открывающуюся с помощью электрического привода, или через два люка в крыше корпуса БМП. Солдаты имеют возможность наблюдать за полем боя через шесть перископов: по два с каждого борта и два в рампе. Около перископов, установленных в корме машины, предусмотрены амбразуры, через которые два солдата десанта могут вести огонь, не покидая БМП.

Основное вооружение боевой машины пехоты АМХ-10Р 25 IVC состоит из 25-мм пушки GIAT 811 и 7,62-мм пулемета, установленных в башне. Пушка имеет двойную систему заряжания, которая позволяет выбирать тип боеприпаса в зависимости от поражаемой цели. Наведение вооружения в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов (с максимальной скоростью 45°/с) или вручную. Сектор наведения в вертикальной плоскости от -10° до +45° позволяет вести борьбу, как с воздушными целями, так и целям, находящимися на закрытых позициях. Как и базовая машина АМХ-10Р, прототип АМХ-10Р 25 IVC не оснащен системой стабилизации вооружения. По данным фирмыпроизводителя машина может оборудоваться системой стабилизации вооружения и тепловизором, устанавливаемым на месте наводчика. По бокам башни установлены два блока по 4 дымовых гранатомета в каждом. Силовая установка, ходовая часть и комплект дополнительного оборудования не отличаются от оригинала

Тактико-технические характеристики БМП AMX-10P25IVC

Боевая масса, т 14,5

Экипаж, чел. 3+8

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 5778

ширина 2780

высота до крыши башни 2600

клиренс 450

Бронирование – противопульное

Вооружение: 25-мм автоматическая пушка GIAT 811; 7,62-мм пулемет;

2х4 дымовых гранатомета

Боекомплект: 680 выстрелов, 2000 патронов

Двигатель: “Испано-Сюиза” HS-115, 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом, мощность 221 кВт при 3000 об/мин

Удельная мощность двигателя, кВт/т 15,2

Удельное давление на грунт, Мпа 0,053

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65

Запас хода по шоссе, км 600

Запас топлива, л 528

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,7

ширина рва, м 2,1

глубина брода, м – плавает

На базе БМП АМХ-10Р был разработан и ряд других боевых машин:

– БТР АМХ-10Р “Марин”;

– машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90;

AMX PAC90
AMX PAC90

– самоходная пушка-миномет АМХ-10 ТМС-81;

AMX TMC-81
AMX TMC-81

– противотанковый ракетный комплекс АМХ-10 НОТ;

AMX HOT
AMX HOT

– боевая разведывательная машина АМХ-10 PC с экипажем из шести человек: командира и его заместителя, штабного офицера, двух радистов и механика-водителя. Машина не имеет башни, оснащена дополнительными средствами связи, переносным генератором электрического тока, установленным в корме корпуса, и палаткой. Внутренний объем корпуса, а также оборудование машины приспособлены для штабной работы;

– АМХ-10 SАО. Машина предназначена для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня. На машине установлена новая двухместная башня, вооруженная смонтированным снаружи 7,62-мм пулеметом и восемью дымовыми гранатометами – по четыре с каждой стороны башни. С учетом предназначения машины башня оборудована лазерным дальномером с максимальным радиусом действия 8000 м и прицелом с дневным и ночным каналами. Прицел позволяет вести наблюдение днем с 8-кратным увеличением и ночью с 4,5-кратным. Кроме того, в башне установлен бинокулярный телескоп, обеспечивающий 2,5-кратное и 10-кратное увеличение. Телескоп регулируется по длине, имеет солнечный фильтр и наводится в вертикальной плоскости в секторе от -10° до +45°. Экипаж АМХ-10 ЗАО состоит из пяти человек: командира (обслуживает телескоп), его заместителя (обслуживает лазерный дальномер), двух радистов и механика-водителя.

Помимо описанных выше моделей на базе AMX-10P разработаны также машина технического обеспечения АМХ-10 ЕСН, санитарно-эвакуационная машина, машина подвоза боеприпасов АМХ-10 RAV, 120-мм самоходный миномет, а также машины, оснащенные системами управления огнем. Всего же к 1987 г. было выпущено 1750 БМП АМХ-10Р и машин, разработанных на его базе.

81-мм самоходная пушка АМХ-10 TMC-81

Впервые прототип АМХ-10 ТМС-81 был показан в 1981 г. на выставке военной техники в Сатори, под Парижем. Машина не заинтересовала потенциальных заказчиков и по этой причине работа над ней не пошла дальше стадии разработки прототипа. Базой для самоходки АМХ-10 ТМС-81 послужила машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90, а основное отличие от нее состоит в использовании другого типа орудия. В башне GIAT была установлена 81-мм гладкоствольная пушка “Томпсон-Брандт” CL 81, оснащенная полуавтоматическим замком. Вращение башни и наведение вооружения в вертикальной плоскости в секторе от -7° до +66° осуществляются с помощью ручных приводов. Вооружение не стабилизировано. Из пушки можно вести огонь осколочно-фугасными или бронебойными боеприпасами. Начальная скорость полета осколочно-фугасного снаряда составляет 400 м/с при дальности эффективной стрельбы порядка 7200 м. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1000 м/с с дальности 1000 м пробивает 50-мм стальной броневой лист, установленный под углом 45°. Возимый боекомплект состоит из 108 осколочно-фугасных и 10 бронебойных выстрелов. В соответствии с индивидуальными требованиями потенциальных заказчиков на башне для борьбы с воздушными целями может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм или 12,7 мм.

90-мм машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90

Впервые АМХ-10 РАС 90 была показана в 1978 г. и, подобно бронетранспортеру АМХ-10Р “Марин”, с 1983 г. состоит на вооружении индонезийской армии. Эта модель может быть использована также в качестве истребителя танков, разведывательной машины, гусеничной базы для 81-мм миномета или противотанковых управляемых ракет “Милан”. В середине корпуса АМХ-10 РАС 90 установлена двухместная башня GIAT TS90 с 90-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В вертикальной плоскости вооружение наводится в секторе от -8° до +15°. Из пушки, максимальная дальность эффективного огня которой составляет 2500 м, можно вести огонь осколочно-фугасными, дымовыми, кумулятивными и бронебойными боеприпасами. Однако вооружение не стабилизировано, и вероятность поражения цели с ходу невысока. Возимый боекомплект состоит из 30 осколочно-фугасных выстрелов (20 в башне и 10 в корпусе) и 3200 патронов для пулемета. Из-за размещения части боекомплекта в корпусе машины, десантное отделение рассчитано для перевозки лишь четырех солдат с полной выкладкой.