Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Воздушная битва за Вьетнам

Оглавление

Америка тонула во Вьетнаме, словно в болоте. Чем дольше шла эта война, тем больше ресурсов она поглощала. Командование США проигнорировало все те уроки, которые были получены до этого французами в ходе безуспешной 8-летней войны с вьетнамскими повстанцами (о ней мы поговорим отдельно и немного позже).

Сегодня мы рассмотрим боевые действия в воздушном пространстве Вьетнама, значимые военные операции и авиацию тех лет.

Прелюдия

Присутствие американцев в Индокитае началось еще с 1945 года, после поражения Японии. США оказывали военную помощь недавно вернувшейся туда Франции, а при президенте Кеннеди вмешательство в дела Юго-Восточной Азии лишь усиливалось.

В апреле 1960 года лейтенант авиации ВМС США Кен Моранвилль был направлен во Вьетнам вместе с шестью отремонтированными AD-6 Skyraider, ранее принадлежавшими ВМС США.

Тот самый «Бегущий по небу»
Тот самый «Бегущий по небу»

Данные самолеты предназначались для усиления ВВС Южного Вьетнама, поскольку на их вооружении главным образом состояли устаревшие самолеты периода ВМВ.

В то время по всей стране действовали повстанцы Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама (более известные как «вьетконговцы»), активность которых заключалась в нападении на правительственные объекты и войска. В Пентагоне считалось, что за этим движением стоит Ханой.

В 1961 году южанам были переданы самолеты T-28B Trojan. Изначально ими вооружили только одну эскадрилью южан, базировавшуюся на авиабазе Нячанг. Они часто наносили удары по инфраструктуре и скоплениям войск НФОЮВ.

«Троян»
«Троян»

Поначалу американцы были лишь советниками и инструкторами в ВС Южного Вьетнама, обучая солдат обращению с боевой техникой и авиацией. С возрастанием силы Вьетконга президент страны Нго Динь Зьем запросил у США дополнительную помощь, которая была предоставлена в виде вертолетов H-34 Choctaw и нового контингента военных советников.

В сентябре 1961 года на авиабазу Таншоннят были переброшены 4 RF-101C Voodoo из 15-й тактической разведывательной эскадрильи ВВС США. Эти 101-е стали первыми реактивными самолетами, переброшенными по Вьетнам. «Voodoo» выполняли разведывательные полеты над дельтой Меконга в рамках операции «Pipe Stem». Отрядом самолетов-разведчиков командовал Рассел Кратчлоу.

101-й во всеоружии
101-й во всеоружии

В этом же году Южный Вьетнам с рабочим визитом посетил тогда ещё вице-президент США Линдон Джонсон, который встретился с президентом Зьемом. Результатом встречи стало соглашение, по которому Штаты обязались направить в ВС Южного Вьетнама еще 1800 советников и усилить их ВВС материальной частью. Было передано еще 25 «Скайрайдеров» и несколько «Троянов», о которых говорилось выше.

«Jingle Jim»

14 апреля 1961 года командующий ВВС США Кертис Ле Мей сформировал 4400-ю боевую тренировочную эскадрилью, получившая название «Jingle Jim», местом дислокации которой стала авиабаза Эглин во Флориде. Эта авиаэскадрилья предназначалась для ведения противопартизанской войны с использованием устаревших поршневых самолетов. В отличии от «Скайрайдеров», самолеты T-28 пилотировали только пилоты данной эскадрильи.

В ноябре 1961 года 4440-я эскадрилья (вскоре переименованная в 1-ю авиаэскадрилью) начала принимать участие в боевых действиях в рамках операции «Farm Gate». Все самолеты подразделения несли опознавательные знаки южновьетнамских ВВС, а в самих боевых вылетах для «легализации процесса» принимали участие и вьетнамские «наблюдатели», которые на самом деле были также американцами (поскольку вьетнамцы либо не были профпригодны к полетам, либо вовсе отказывались от участия в них). Действия самолетов B-26 Maurader и T-28 смогли сократить численность нападений отрядов Вьетконга на поезда и автоколонны, параллельно устраивая охоту на объекты инфраструктуры партизан.

Члены эскадрильи «Jingle Jim» рядом с B-26
Члены эскадрильи «Jingle Jim» рядом с B-26

Эскалация конфликта

В 1962 году вмешательство США во внутренние дела Вьетнама постоянно возрастало. В Сайгоне было сформировали новое военное командование MACV (Командование по вопросам военной помощи Вьетнаму).

Эмблема MACV
Эмблема MACV

На авиабазу Тан Сон Нат прибыла эскадрилья перехватчиков F-102 Delta Dagger с целью отразить возможные налеты китайских бомбардировщиков. Возросла также активность ограниченного военного контингента США, в дельте Меконга приступил к проведению операций корпус морской пехоты Соединенных Штатов. В небе стали все чаще появляться знакомые многим Bell UH-1, которые изначально использовались только для поддержки наступающей пехоты.

Ежедневно во Вьетнам прибывали американская техника и люди. Обратного пути не было.

Конфронтация с Северным Вьетнамом. Тонкинский инцидент.

Солнечный день 2 августа 1964 года. USS Maddox находится в Тонкинском заливе близ побережья Северного Вьетнама и ведет радиоэлектронную разведку. Внезапно к нему приближаются три торпедных катера и открывают огонь из крупнокалиберных пулеметов, попутно выпуская в эсминец несколько торпед, которые, однако, проходят мимо цели. Не сумевший отогнать вьетконговцев предупредительным выстрелом, эсминец накрывает один из катеров лавиной из огня орудий и предположительно уничтожает его. Далее в бой подтягивается звено палубных истребителей F-8 с авианосца «Тикондерога». Вьетнамцы понимают, что ситуация складывается не в их пользу и отступают.

Один из катеров отступает
Один из катеров отступает

Американцы предпочли проигнорировать данный инцидент, однако присоединили к «Мэддоксу» еще один эсминец — «Тернер Джой».

Вечером 4-го августа после тропического шторма произошло повторное нападение вьетнамцев на несколько американских эсминцев. В Вашингтоне не поставили это событие под сомнение.

Серия операций «Alpha Strike». Ход «Пронзающей стрелы»

Ударная мощь авиации ВМС США впервые была продемонстрирована Вьетконгу 5 августа 1964, когда президент Джонсон санкционировал применение палубной авиации для нанесения ударов по базам ракетных катеров и нефтехранилищам.

Авианосцы, откуда производились авианалеты, базировались на двух позиционных районах: «Станция Янки» и «Станция Дикси». Целями операции являлись нефтехранилища в Винь и базы катеров.

А-4 Skyhawk пролетают мимо авианосца «Констеллейшн»
А-4 Skyhawk пролетают мимо авианосца «Констеллейшн»

Операции по нанесению авиаударов по Северному Вьетнаму часто назывались «Alpha Strike». В них одновременно принимало по 70-80 самолетов, шедших единым строем. Специалисты, отвечавшие за планировку операций, старались планировать операции так, чтобы ВС действовали в хорошо изученных районах и в зоне доступности для боевых самолетов.

Концепция этих операций имеет мало общего с массированными налетами авиационных армад во время ВМВ, когда довольно большие скопления самолетов летели бомбить цель одновременно. Во Вьетнаме же тактика была переработана, сравнительно небольшие группы подходили к разным целям в разное время и с разных направлений. Каждый самолет выполнял свою четко поставленную цель, «ударников» прикрывали истребители и самолеты РЭБ. Усилия также перебрасывались на нейтрализацию радаров и ПВО. Таким образом, штурмовики могли спокойно атаковать цель, полагаясь на своих боевых товарищей.

Объекты для атаки избирались строго накануне боевого вылета. Также накануне операции на «разведку боем» вылетали два Intruder. В ночь перед боевыми вылетами экипажи отдыхали, уже во время предполетной подготовки доводились цели задачи и прогноз погоды.

Зона «разделения» активности авиации ВВС и ВМФ
Зона «разделения» активности авиации ВВС и ВМФ

В качестве основной ударной силы применялись A-7E Corsair, A-6A и А-4, успешно действовавшие против ЗРК, применяя управляемые ракеты в акватории Хайфона.

«Пронзающая стрела» была успешной — по американским данным, было выполнено 64 боевых вылета при потере в 2 самолета. Один пилот погиб, другой оказался в плену, став первым американским военнопленным в Северном Вьетнаме. Результаты налёта расценивались американским командованием ВВС как успешные: было уничтожено до 90 % запасов нефти в Винь, а также выведены из строя две трети всех северовьетнамских торпедных катеров.

Операция «Rolling Thunder»

Операция «Раскаты грома» в 1965-1968 годах стала одной из четырех фаз воздушной войны против Северного Вьетнама. Сразу за ней последовало якобы «прекращение бомбардировок», далее Linebacker и Linebacker II.

С самого начала операция преследовала три цели:

  • Воспрепятствовать проникновению повстанцев НФО в Южный Вьетнам;
  • Поднять моральный дух войск южан;
  • Показать Ханою, что поддержка мятежников им дорого обойдется;

В самом Ханое операцию рассматривали как еще одно препятствие для освободительной борьбы против иностранцев, которая должна была завершиться полным объединением Вьетнама.

2 марта 1965 года ВВС США совершили первые рейды в рамках «Раскатов Грома», в которых участвовали самолеты F-105 Thunderchief (которые фактически приняли на себя всю тяжесть выполнения операции), B-57 и B-66, а также F-100D. В ходе первого рейда было потеряно два F-101D и три Thunderchief (которые в дальнейшем имели самый высокий уровень потерь во всей Вьетнамской кампании).

Параллельно с этим 19 южновьетнамских штурмовиков А-1 нанесли удар по военно-морской базе Куангкхе. Однако участие южновьетнамских пилотов в этой операции было эпизодическим.

США привлекали к операции палубную авиацию с авианосцев 77-го оперативного соединения (Task Force 77, TF 77), курсировавшего в Тонкинском заливе (район «Янки Стейшен»).

F-105 во главе с RB-66
F-105 во главе с RB-66

Уже на раннем этапе было ясно, что надежды на пересмотр планов Ханоем в результате массированных бомбардировок были иллюзорными. Планирование ударов было сложным делом, которое начиналось в Белом Доме. Вице-президент Джонсон определял, какие объекты могут стать объектами ударов, а какие нет. Даже решение о выборе вооружения для того или иного вылета принимались за тысячи километров от зоны боевых действий. Штаб 2-й авиадивизии ВВС в Сайгоне не отвечал за выбор цели, а мог лишь давать рекомендации.

В период с 21 по 22 августа 1967 года большие группы самолётов ВВС США совершили налёты на северные и южные пригороды и центральную часть Ханоя, в результате которых была разрушена больница в центральном районе Хоан Кием, недалеко от озера Возвращённого Меча. Кроме того, 21-22 августа 1967 года авиация США нанесла бомбовые удары по дамбам на реке Зыонг в районе Донгань и Зиалан, а 23 августа сбросила 700 бомб на дамбы на реке Трал.

F-105 наносит бомбовый удар по объектам Северного Вьетнам

Особенностью бомбардировок было то, что помимо скопления военных сил НФО удары также наносились по гражданским объектам, мирному населению и рисовым полям (таким образом предполагалось лишить Вьетконг провизии).

Одним из самых крупных препятствий для операции стала теория «ограниченной войны» — авиация наносила удары по выборочным объектам, которые не представляли большой ценности для вьетконговцев. Благодаря этому, северовьетнамцы получали драгоценное время для создания системы ПВО и военных объектов. Подобный подход давал отрицательные результаты для американцев, устраивая при этом вьетнамцев.

Пилотам предписывалось бомбить только незначительные объекты, которые были расположены не выше 19-й параллели. Количество вылетов так же было значительно ограничено. Командование же беспокоила вышеуказанная политика Джонсона в области планирования полетов. Принятые им решения в отношении «Rolling Thunder» сказались на операции сугубо отрицательно.

Северовьетнамская угроза

Препятствием для проведения операции стало усиление ВВС Северного Вьетнама. Зенитные орудия с радиолокационным наведением представляли большую опасность для самолетов американцев, вдобавок к этому были получены истребители «МиГ» и ЗРК от одной большой социалистической страны.

Американцы впервые применили средства РЭБ 29 марта 1965 года— три RF-101C Voodoo были оснащены контейнерами РЭБ QRC-160. Впрочем данные контейнеры оказались неэффективными, и их перестали применять во Вьетнаме.

QRC-160
QRC-160

Итоги первых четырех недель операции были признаны в целом удовлетворительными, однако операция, планировавшаяся на 8 недель, смогла растянуться на 44 месяца. ВВС смогли уничтожить ряд военных объектов, а также 27 мостов и 7 паромных переправ. Но это отнюдь не подтолкнуло Ханой к началу переговоров. 8 апреля 1965 года Фам Ван Донг (премьер-министр Северного Вьетнама) заявил, что переговоры возможны лишь при условии прекращения налетов и вывода всех американских войск с территории Южного Вьетнама. В ответ американцы начали наращивать размах воздушных операций: если в апреле против целей в Северном Вьетнаме было выполнено 3600 вылетов, то в мае — 4000. Также начинает меняться тактика: все чаще вместо ударов по заранее определенным объектам самолеты отправлялись на «вооруженную разведку» с заданием самостоятельно обнаруживать и уничтожать цели (прежде всего транспортные средства). Количество вылетов на «вооруженную разведку» довели к концу 1965 года с первоначальных 2 до 200 в неделю.

Операция «Linebacker»

С 1 ноября 1968 ВВС прекратили бомбардировки ДРВ, продолжавшиеся три с половиной года под кодовым именем «Раскаты грома». В следующие три года имел место ряд инцидентов, связанных с обстрелом американских самолетов-разведчиков летавших над Северным Вьетнамом.

Стремясь вынудить Северный Вьетнам сдаться и подписать мирный договор США развернули кампанию массированных бомбардировок страны-разрушительные рейды получившие кодовое название «Linebacker».

Одним из самых спорных моментов всей войны является тактика использования американцами своих бомбардировщиков B-52. Разработанные за 15 лет до войны во Вьетнаме эти самолеты составляли костяк стратегической бомбардировочной авиации США, однако их применение во Вьетнаме стало яркой иллюстрацией растерянности ВВС США на фоне ухудшения ситуации во Вьетнаме.

Уже имея опыт проведения воздушного наступления (операция «Rolling Thunder» которая увы не принесла заметных результатов), стратеги начали планировать новые бомбежки севера, понадеявшись, что в этот раз все пойдет по другому.

F-4D оснащенные навигационной системой LORAN и бомбами Mk 84 использовались для нанесения высокоточных ударов по объектам ДРВ
F-4D оснащенные навигационной системой LORAN и бомбами Mk 84 использовались для нанесения высокоточных ударов по объектам ДРВ

В ходе данной операции планировалось разрушить транспортную инфраструктуру Северного Вьетнама. Новая тактика предусматривала применение нового «высокоточного и умного» и оружия (с лазерным или электронным наведением).

Операции «Лайнбекер» предшествовала операция «Pocket Money» по минированию портов Северного Вьетнама. Мины были сброшены с A-6 ВМС США 9 мая 1972 года. Взрыватели мин должны были активироваться в 18:00 11 марта, чтобы позволить покинуть порты кораблям нескольких стран. Но лишь несколько кораблей сумели вовремя вырваться из порта. С учетом того, что в 1971 году в 85% всего импорта поступало через порт Хайфона, действия по блокаде оказались крайне эффективными.

Целями операции были важнейшие транспортные артерии северян, включая железные дороги на северо-востоке и северо-западе, а так же 8 шоссе ведущих в Китай. «Обрезав» транспортные коммуникации авиация ВМС и ВВС пыталась уничтожить крупные военные склады на территории Северного Вьетнаме.

Уже в первый день операции в налетах участвовали 414 американских самолетов (120 из состава ВВС и 294 — из палубной авиации ВМС). Авиация северян пыталась помешать, но безуспешно — американцы сбили 11 вражеских самолетов (4 МиГ-21 и 7 МиГ-17) ценой потери двух своих «Фантомов». Еще два самолета стали жертвами вьетнамских зенитчиков. К концу мая американцы разрушили 17 важных мостов, включая знаменитый мост «Пасть дракона», который несколько лет подвергался налетам в ходе операции «Rolling Thunder», но устоял.

A-7E бомбит «Мост Дракона» во время операции «Linebacker»
A-7E бомбит «Мост Дракона» во время операции «Linebacker»

Ударам подвергалась так же построенная СССР электростанция Ланг-Чи к северо-западу от Ханоя. Она была атакована самолетами F-4 Phantom II вооруженными бомбами Mk 84 с лазерным наведением. Двенадцать этих бомб пробили крышу станции и взорвали турбины вместе с генераторами.

«Phantom» вооруженный Mk 84
«Phantom» вооруженный Mk 84

«Linebacker I» продолжался на протяжении с лета по осень 1972 года. Применения высокоточного оружия оказалось достаточно, чтобы заставить северовьетнамцев сесть за стол переговоров.

Возобновление бомбардировок. «Linebacker II».

Вслед за срывом мирных переговоров в Париже из-за выдвижения делегатами Северного Вьетнама неприемлемых условий и постоянных отказов подписывать какие-либо договора президент Ричард Никсон принял решение деморализовать Северный Вьетнам, применив помимо тактической авиации B-52 Starfortress.

В директиве разосланной 17 декабря Объединенным комитетом начальников штабов подразделение ВВС говорилось следующее:

«Вам предписывается приблизительно с 12:00 18 декабря 1972 года сосредоточить все усилия на нанесение в течение трех дней ударов тактическими бомбардировщиками B-52 по целям в районе Ханоя/Хайфона согласно предполагаемому списку. Цель-максимальное разрушение военных объектов в районе Ханоя/Хайфона. Будьте готовы в случае приказа продолжать операцию в течение еще трех дней».

Планировавшие операцию знали о наличии у Ханоя и Хайфона мощной системы ПВО. Но Никсон был убежден, что бомбардировки этих городов помогут США быстро закончить войну.

B-52C сбрасывает бомбы
B-52C сбрасывает бомбы

Уже 20 декабря 1972 года шесть B-52 были сбиты огнем ЗРК. После этого частота вылетов бомбардировщиков резко сократилось, пока не были отработаны более серьезные меры РЭП, обеспечивающие Starfortress лучшую защиту от ЗРК. В то же время самолеты-разведчики вели поиск мест сборки и складирования ракет, по которым позже наносили удары F-4 Phantom оснащенные LORAN (фотография прикреплена выше). Принятые меры позволили несколько снизить угрозу для бомбардировщиков.

В первые три дня были потеряны 11 B-52. Причиной этих потерь экипажи считали неправильно выбранную тактику, заставляющую бомбардировщики летать по одному и тому же маршруту небольшими группами.

На следующий день после Рождества был проведен самый успешный рейд за всю войну, несмотря на потерю двух Starfortress. В этом налете было задействовано сразу 120 B-52, которые плотными группами атаковали цели в районе Ханоя и Хайфона с разных высот и направлений в течении всего 15 минут. Поддержку им оказывали F-105, F-4 Phantom и другие типы самолетов ВВС и ВМС США. Более 100 самолетов нанесли удар по позициям ЗРК.

Северовьетнамская ЗРК ведет огонь
Северовьетнамская ЗРК ведет огонь

B-52 совершили еще два налета, прежде чем 2 января 1973 года начались мирные переговоры. Понадобилось всего 11 дней «Лайнбекера» чтобы приостановить военные действия.

Операции «Лайнбекер I» и «Лайнбекер II» существенно подорвали военную и экономическую мощь ДРВ, не позволив одержать быструю победу над Южным Вьетнамом. С другой стороны, жертвы среди мирного населения (особенно в ходе операции «Лайнбекер II») вызвали волну неодобрения американской политики даже среди союзников США.

После вывода основного контингента американских войск боевые действия не прекращались. Окончанием войны стали крупномасштабное наступление НФО, в процессе которого была захвачена практически вся территория южан (стоит отметить, что они имели огромный перевес в численности и технике) и в конце-концов пал Сайгон.

Немного о представителях ВВС США

A-1 Skyraider

Считавшийся уже устаревшим к началу войны во Вьетнаме, штурмовик Skyraider отлично проявил себя в небе этой страны, выкашивая ряды вьетконговцев огнем пушек и пулеметов и сбрасывая канистры с напалмом и бомбы.

A-1
A-1

Когда 2 и 4 августа американские эсминцы были атакованы торпедными катерами, президент Линдон Джонсон принял решение отдать приказ авиакрыльям авианосцев «Тикондерога» и «Констеллейшн» нанести удары по целям в Северном Вьетнаме. В этих налетах при помощи Skyraider было уничтожено не менее половины торпедного флота ДРВ а так же был нанесен серьезный урон складам вооружения и нефтехранилищам.

После инцидента в Тонкинском заливе штурмовики сыграли ключевую роль в первой крупной операции по спасению американского пилота проводившийся 18-19 ноября 1964 года над Лаосом. Им была поставлена задача зачистить местность от вьетнамских зенитных орудий с помощью кассетных бомб и пушек. Но из-за возникших проблем спасательный вертолет прибыл слишком поздно, когда катапультировавшийся пилот скончался от полученных ран. Когда 10 марта 1966 силы Вьетконга осадили лагерь Шау, A-1E были брошены на поддержку солдат оказавшихся в окружении. В течение этой операции штурмовики уничтожили более 500 солдат противника и выполнили 210 боевых вылетов.

Перед уходом американцев из Вьетнама, остатки Skyraider были переданы Южному Вьетнаму, однако их оказалось больше чем возможно было использовать и часть из них была оставлена на хранении. Последний вылет в той войне А-1 совершили с целью остановить наступающие на Сайгон танки Вьетконга, однако они все были сбиты огнем ЗРК.

McDonnel Douglas F-4 Phantom II

Первый Phantom YF4H-1
Первый Phantom YF4H-1

Изначально Phantom был предложен как морской перехватчик, призванный заменить менее удачные машины палубного базирования. Однако, вслед за ВМС США, Корпус морской пехоты и ВВС быстро оценили его потенциал как многоцелевого боевого самолета.

Когда утром 27 мая 1958 года летчик-испытатель фирмы «McDonnel» Роберт Литтл вырулил с летно-испытательной площадки в аэропорту Ламберт-Сент-Льюис, мало кто мог подумать каким удачным окажется YF4H-1. Машина создавалась для двух пилотов, но в первый полет её повел всего один. У самолета был короткий острый нос, забавно изогнутые консоли крыла и «поникшее» хвостовое оперение. В будущем он получит прозвище «Double Ugly», однако многие будут отмечать «Дважды Безобразного» как эффективную машину.

После первого воздушного боя 9 апреля 1964 года пилоты F-4 продолжали вести себя беспечно, до появления в воздухе МиГ-21Ф-13 и ЗРК С-75 на земле. 26 апреля истребителям F-4 удалось сбить первый МиГ-21, открыв тем самым счет в поединке, продолжавшемся более двух десятилетий во многих локальных конфликтах. С мая по декабрь 1966 года США в воздушных боях потеряли 47 своих самолетов, уничтожив при этом лишь 12 северовьетнамских истребителей.

Чтобы добиться превосходства над истребителями МиГ-21, американцы организовали специальные курсы по переподготовке летчиков ВВС, где отрабатывались воздушные бои с эскадрильями, оснащенными истребителями F-5, изображавших самолеты МиГ-21. Такие же курсы были организованы и для летчиков ВМС, где в течение пяти недель происходила подготовка летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.

F-4
F-4

Отчеты о боях показывают, что противоборство МиГ-21 и F-4 Phantom в небе Вьетнама завершилось поражением «Фантома»: истребителям F-4 за период боевых действий с 1966 по 1972 год удалось сбить лишь 54 самолета МиГ-21, за это же время истребители МиГ-21 уничтожили 103 F-4 Phantom. В то же время нельзя не отметить, что самолетам F-4 Phantom приходилось решать во Вьетнаме неподходящие им задачи: тяжелому перехватчику, созданному для обороны ударных авианосных соединений от налетов скоростных бомбардировщиков и противокорабельных крылатых ракет, F-4 применялся для завоевания господства в воздухе в противоборстве с более приспособленным МиГ-21. Поэтому поражение американцев объясняется не ошибками проектировщиков фирмы McDonnell Douglas, сумевших создать выдающийся для своего времени боевой самолет, а отсутствием у США легкого истребителя для воздушного боя, способного противостоять МиГ-21.

Grumman A-6 Intruder

Поступив в эксплуатацию ВМС США в 1963 году, Intruder долгие годы оставался единственной боевой машиной ударных частей средней дальности американской морской авиации. В 90-х годах он был заменен на Hornet, успев пройти боевой путь от войны во Вьетнаме до «Бури в Пустыне».

A-6
A-6

В 1957 году в ответ на спецификацию ВМС СГА на новый дальний маловысотный ударный самолет восемь авиастроительных фирм представили на конкурс 11 проектов. Конструкция G-128 компании «Grumman» была признана лучшей и впоследствии воплотилась в основной боевой самолет, дав начало семейству модификаций-от штурмовика до специальной РЭБ версии.

В марте 1959 года было заказано восемь опытных образцов, а первый полет состоялся 19 апреля 1960 года. Реактивные сопла двигателей прототипа умели отклоняться вниз, что позволяло получать дополнительную подъемную силу при взлете. Однако на серийных экземплярах данная особенность была нивелирована.

Первые серийные A-6A поступили в 42-ю штурмовую эскадрилью ВМС в феврале 1963 года, а к концу следующего года на вооружении состояли уже 83 самолета. Подразделением, которым первыми выпала честь совершить боевой вылет во Вьетнаме стала 75-эскадрилья чьи самолеты взлетели с авианосца «Индепенденс». Его штурмовая навигационная система DIANE обеспечивала высокие летные качества и боевую эффективность в условиях влажной и ветреной погоды характерных для Вьетнамской местности. С максимальной боевой нагрузкой более 7 (!) тонн он представлял собой грозное оружие и отличное дополнение арсенала США.

A-6
A-6

А-6 принимал участие в боевых действиях с самого начала Вьетнамской войны, зачастую летая «в свободной охоте» или занимаясь непосредственной поддержкой наземных войск. Зачастую, истинные возможности и достоинства самолета использовались не в полную силу, но при более рациональном и адекватном использовании возможностей самолета экипажи достигали значительных результатов, как например в ходе успешного ночного удара по электростанции Уонгби в апреле 1966 года.

С февраля 1967 А-6 выполняли минирование с воздуха рек в южной части Северного Вьетнама, а в мае 1972 приняли участие в операции «Pocket Money» по минированию Хайфонской гавани. Среди лётчиков военно-морской авиации получил определённую известность эпизод, произошедший в июле 1972, когда во время ночного вылета в результате попадания в кабину А-6 очереди зенитного пулемёта погиб штурман, однако лётчику удалось совершить успешную посадку на палубу авианосца.

F-105 Thunderchief

Мощный и прочный самолет компании «Republic» создававшийся как носитель ядерного оружия для ударов по СССР снискал себе боевую славу сбрасывая бомбы обычные бомбы на вьетнамские джунгли. Самолет отличался высокой живучестью, которой не обладал его конкурент Phantom. Помимо бомбометания, 105-й так же сбивал МиГ-и и уничтожал РЛС вместе с ЗРК.

F-105
F-105

Фирма Republic начала разрабатывать 105-й на свой страх и риск в 1951 году как самолет для нанесения тактических ядерных ударов, аналогичный другому изделию этой же фирмы F-84. Как и большинство конструкций проектируемых А.Картвели, проектируемый истребитель был довольно крупной машиной. Эскизный проект основанный на использовании двигателя Allison J71 поступил в Министерство Обороны США в марте 1952. Самолет отвечал требованиям и осенью компания получила контракт на инженерно-технические работы и проектирование оснастки.

В марте 1953 поступил заказ на производство 37 предсерийных XF-105A и девять разведывательных RF-105. Первый полет состоялся 22 октября 1955, была превышена скорость звука. Но тем не менее, судьба Thunderchief оставалась неопределенной.

На протяжении войны F-105 действовали преимущественно с двух авиабаз в Таиланде— Корат и Тахли, хотя в 1965 некоторое время летали из Дананга (Южный Вьетнам). Первые четыре года они выполняли боевые задания практически исключительно над Северным Вьетнамом (в рамках воздушной операции «Раскаты Грома») и Лаосом, и лишь с 1968 действовали над Южным Вьетнамом.

В первом бою с МиГ-ами 4 апреля 1965 года было потеряно два «Тандерчифа». В американской историографии их принято считать первыми потерями от действий северовьетнамской авиации; в то же время во вьетнамских источниках первой победой национальных ВВС считается F-8, сбитый днём ранее (что не подтверждено американцами).

Сбитый «Тандерчиф»
Сбитый «Тандерчиф»

«Тандерчифы» применялись для ударов по наиболее важным объектам Северного Вьетнама.

Потери американцев оказались высокими— по официальным данным, янки потеряли во Вьетнаме 382 "Тандерчифа" (по др. данным, 395) — практически половину построенных истребителей-бомбардировщиков данного типа. Из них 17 были сбиты зенитными ракетами, 11 — истребителями МиГ, остальные потери — от огня ствольной зенитной артиллерии. В свою очередь, эти самолеты выполнили порядка 20 000 боевых вылетов над Вьетнамом; по данным ВВС США, им было засчитано 28 воздушных побед.

B-52

С того момента как «Большая дубинка» поступила на вооружение Стратегической Авиации ВВС США, он являлся символом американской военной мощи и сейчас по-прежнему остается одним из важнейших составляющих элементов американских ядерных сил.

B-52
B-52

Получив задание от Пентагона на создание нового стратегического бомбардировщика, специалисты «Боинг» проработали не менее 30 различных вариантов, комбинировав планер, двигатели, различные системы для того чтобы самолет смог соответствовать требованиям военных по скорости и дальности полета.

Окончательный вариант модели 464-49 компания представила в октябре 1948, а в марте 1949 подписала контракт на постройку двух прототипов бомбардировщика: XB-52 и YB-52. Первым в воздух поднялся YB-52. Борьба за тендер была жестокой, но в конечном итоге всем стало ясно, что «Boeing» превзошел своего конкурента «Convair» с его YB-60 по всем параметрам, несмотря на усиленную поддержку последнего со стороны Пентагона. В отличии от конкурента B-52 активно использовал последние достижения в области авиастроения. Он во многом напоминал B-47, крыло со стреловидностью в 35 градусов, двигатели в подкрыльевых гондолах, велосипедное шасси и тандемное расположение пилотов.

Запас топлива на данном бомбардировщике был рекордным среди американских бомбардировщиков- 147 тысяч литров. Восемь турбореактивных двигателей размещались в 4 подкрыльевых пилонах.

В-52 проектировался с учетом возможности доставки по полярным маршрутам самых крупных ядерных боезапасов из арсенала США к целям на территории СССР. При взаимодействии с танкерами КС-135 эти бомбардировщики могли поразить цели в любой точке планеты.

КС-135
КС-135

Хотя возможность применения данных бомбардировщиков рассматривалась еще во время начала операции «Rolling Thunder» у командования возникали сомнения о выживаемости данного самолета в условиях постоянного огня ЗРК и атак МиГ-ов. Поэтому, когда 18 июня 1965 52-е приступили к бомбардировкам в рамках операции «Arc Light», их целями стали базы Вьетконга в Южном Вьетнаме. Были задействованы B-52F с авиабазы Андресен на Гуаме. Бомбы сбрасывались с высоты не менее 9 километров и бомбометание по заявлениям командования отличалось высокой точностью, хотя критики утверждали что основной урон был нанесен..деревьям.

В сентябре B-52 так же впервые столкнулись с северовьетнамскими ЗРК, однако прошло еще 5 лет прежде чем вьетнамцам удалось сбить такой бомбардировщик с помощью этих комплексов.

Взрывы от бомб сброшенных B-52
Взрывы от бомб сброшенных B-52

К 1970 году число налетов на Южный Вьетнам резко сократилось в связи с попыткой «Вьетнамизации» конфликта. Тем не менее, рейды на Камбоджу в рамках операции «Good Luck» продолжались, причем только в июне 1971 года число вылетов превысило 1000. Но уже в 1972 году произошел резкий скачок числа налетов на цели в Северном Вьетнаме, в рамках операции «Linebacker» которая была проведена с целью разрушения транспортной сети ДРВ. B-52D играли в этой операции значительную роль, совершив более 3000 боевых вылетов.

Однако вьетнамцы перегруппировали силы и у американцев остался последний шанс заставить вьетнамцев сесть за стол переговоров-нанести удар непосредственно по Ханою и Хайфону. Операция «Linebacker II» так же известная как «Одиннадцатидневная война» началась 18 декабря.

B-52 во время Linebacker II
B-52 во время Linebacker II

Главной ударной силой этой кампании стала самая крупная группировка B-52 (более 200 самолетов), выполнившая 714 вылетов в опасный район вокруг Ханоя-Хайфона. Против них активно действовали расчеты северовьетнамских ЗРК, которым удалось сбить 15 бомбардировщиков.

Всего в ходе войны B-52 совершили 126615 боевых вылетов, сбросив 2 675 274 тонн бомб.

Итоги

Вмешательство ВВС не имело четких целей. Приказы поступали от политических лидеров находящихся в Вашингтоне, а не от войсковых командиров. Масштаб операций был ограничен, из-за конвенций и правил о применении оружия.

Война во Вьетнаме была, пожалуй самой долгой и затратной для ВС США. Высокотехнологичное для того времени вооружение, превосходство техники в качественном и количественном плане не помогла Америке окончательно побороть вьетнамских партизан и их патриотизм.

Спасибо за то, что прочитали эту статью!
Материал найден и отредактирован при поддержке Cat_Cat
Выражаю огромную благодарность https://vk.com/saraylich за помощь в поиске фотографий для статьи.

Автор: Артур Нестеров