Найти тему
Классическая ГИТАРА

Мои пальцы слишком толстые, как же взять аккорд А?

На классической (и не только) гитаре существует вполне объективная проблема «скученных» аппликатур, а упомянутый в заголовке аккорд — достаточно яркий пример. Итак, речь об этом:

Большинство людей могут достаточно легко использовать три пальца на втором ладу для одновременного прижатия 2, 3 и 4 струн, чтобы взять типовую форму этого аккорда. У некоторых, к сожалению, это вызывает затруднения.

Первый совет будет стандартным: «тренируйтесь, и всё получится». Вы не первый, у кого это вызывает затруднения, и почти все люди это успешно преодолевают. Несмотря на это, есть несколько хитростей и обходных путей.

Имейте в виду, что ваши затруднения могут сильно варьироваться в зависимости от ширины грифа вашего инструмента: ясно, что чем шире гриф, тем меньше проблем со скученными аппликатурами. Классические гитары, как правило, обладают наиболее широкими грифами, но могут быть и исключения.

Величайший гитарист Андрес Сеговия обладал весьма толстыми пальцами.
Величайший гитарист Андрес Сеговия обладал весьма толстыми пальцами.

Комбинация пальцев 2-3-4 (средний, безымянный, мизинец) «тоньше», чем комбинация 1-2-3 (указательный, средний, безымянный), и следующая аппликатура (кстати, тоже абсолютно стандартная) немного легче:

-3

Если первая фаланга вашего указательного пальца в состоянии «прогнуться», то есть изобразить некий «отрицательный» угол сгиба, в вашем арсенале появляются ещё два варианта аппликатуры этого же аккорда:

-4

В данном случае первый (указательный) палец берёт некое «полубаррэ» на три струны таким образом, чтобы первая струна инструмента осталась открытой и могла звучать (для этого и потребуется «отрицательный» угол прогиба его первой фаланги).

Ещё один вариант с похожей акробатикой:

-5

Здесь второй (средний) палец зажимает вторую струну абсолютно «законным» стандартным способом, а первый (указательный) — опять берёт вышеописанное полубаррэ с таким же «прогибом», но лишь на две оставшиеся струны (3 и 4). Этот аккорд, как ни странно, даже ощутимо легче предыдущего.

Наконец, ещё один «финт ушами» — порядок пальцев можно просто поменять, при этом прижимая струны вполне обычным стандартным способом:

-6

Последний аккорд является достаточно нестандартным для классической техники игры, но тем не менее вполне допустим.

Следует сказать, что все пять описанных способов прижатия этого аккорда могут иметь смысл даже в ситуации, когда всё прекрасно получается: благодаря различному расположению пальцев вы получаете новые возможности для скольжений и перехватов на какие-либо предыдущие или последующие аккорды. Поэкспериментируйте — возможно, вас ждут прекрасные находки для собственных гитарных партий, транскрипций и сочинений.

И, наконец, ещё один вариант — очень похожий по звучанию аккорд, но без «скученности» в аппликатуре:

-7

Этот аккорд состоит почти из тех же самых звуков, и его нет особых проблем сыграть «боем», как и исходный. Отличие состоит в том, что в нём нет звука ми, который присутствует в исходном аккорде на четвёртой струне (но этот звук и необязателен, так как квинтовый тон мажорного или минорного трезвучия может быть легко опущен без особого вреда для полноты звучания). Звук ми первой открытой струны будет здесь удвоен (первая и вторая струны будут звучать в унисон), что потребует аккуратной настройки вашего инструмента.

Важное замечание: при исполнении всех вышеупомянутых аккордов не торопитесь молотить по шестой открытой струне, так как в этом случае вы будете формально играть уже аккорд А/Е (то есть трезвучие ля мажор в обращении) вместо обычного аккорда А (трезвучие ля мажор в основном виде).

При этом, звучать такой А/Е будет скорее всего, грязновато даже чисто акустически: фактически двойной бас (две открытые струны — пятая и шестая) будет «ухать» слишком массивно.

В заключение нужно добавить, что аккорд А как таковой имеет множество других аппликатур, которые будут давать уже заметно иное звучание, так как будут сильно отличаться по фактическому составу звуков. Несмотря на это, абсолютно разные аппликатуры могут оказаться взаимозаменяемыми во множестве случаев.

Ещё один вариант изначально рассмотренного аккорда — взять обычное баррэ на втором ладу на четыре струны, а первую струну «засурдинить» (заглушить любым способом, например, каким-либо пальцем левой руки). Полученное звучание будет лишено открытой первой струны, но всё ещё составлять вполне полноценный аккорд А.

Имейте в виду, что все рассмотренные идеи (перестановка пальцев, полубаррэ с «прогибами» и так далее) могут быть легко использованы и в совершенно других аккордах!

Читайте также: Почему играть «боем» по всем шести струнам — плохая привычка?