Сразу после принятия на вооружение "Хеншеля" 129А министерство авиации озаботилось созданием более современной машины.
Согласно модной тогда концепции новый самолёт должен был сочетать качества разведчика, штурмовика и лёгкого бомбардировщика.
В конкурсе приняли участие "Арадо", "Гамбургер Флугцойгбау" (позднее "Блом и Фосс") и "Фокке-Вульф".
Победил в конкурсе "Фокке-Вульф" с оригинальной машиной двухбалочной схемы. Каждая мотогондола на крыле продолжалась назад переходя в хвостовую балку. Балка соединялась сзади перемычкой горизонтального оперения. По оси самолёта располагалась остекленная кабина с экипажем. Причем стекла были плоскими, а не закругленными, чтобы не было искажений при обзоре.
Самолёт был в основном цельнометаллический, лишь рули обшивались полотном. Шасси полностью убирались.
Машина получила два мотора "Аргус" 410 по 430 л. с. (самолет развивал скорость около 350 км/ч), вооружена четырьмя пулеметами 7,92-мм. Два пулемета из них стреляли вперёд (два пулемета в крыльях), два назад с ограниченными углами поворота в верхней люковой установке и кормовой турели "Икария".
На четырех бомбодержателях ЕТС-50 под консолями крыльев самолёт мог поднять 200 кг бомбовой нагрузки. Для повышения точности бомбометания был установлен бомбоприцел GV-219d.
Кроме этого 189-й мог нести фотоаппаратуру. Была одна стационарная камера зафиксированная вертикально была закреплена на раме, была и ручная камера.
На самолёт ставили радиостанцию FuG 17.
Для полетов на большой высоте предусмотрели кислородную систему и обогрев кабины тепло отводилось по трубопроводам от двигателей. Кроме того горячий воздух подавался на крылья для предотвращения обледенения.
Для подстраховки заказали все машины.
В июле 1938 г. "Фокке-Вульф" впервые поднял в воздух сам Курт Танк.
Самолёт оказался лёгким в управлении, устойчивым и маневренным. Танк назвал самолёт "Совой", в люфтваффе его прозвали "Филином", в вермахте его прозвали "Летающим глазом".
Конкуренты оказались хуже по маневренным качествам, выиграл в конкурсе 189-й.
Но заказывать самолёт не спешили, вот-вот был принят на вооружение разведчик полутороплан Hs.126, он был дешевле и меньше по размерам.
Только после того как "Хеншели" понесли тяжёлые потери во Франции, в 1940 г. заказали 10 самолётов А-0 и серийные А-1 с моторами As.410A-1 (465 л. с.).
Производство из-за нараставшей загрузки немецких заводов FW190 начали переводить в Чехословакию на пражские заводы "Аэро" и "ЧКД-Прага". За 1941 г. в Бремене выпустили 99 машин, в чехи собрали 151. К исходу года производство передавали и во Францию.
FW.189А-0 вооружен четырьмя пулеметами: двумя MG15 и двумя MG17.
FW.189А-1 Некоторые из этих машин переделали в штабные. На них летали фельдмаршал Кессельринг и Ешонек.
FW.189А-2 помимо двух пулеметов в корне крыла, в верхней и хвостовой люковой установке поставили спаренные пулеметы M-18Z. Максимальная скорость составляла 374 км/ч.
FW.189А-4 получила усиленное вооружение вместо крыльевых пулеметов поставили пушки MG FF, моторы и бензобаки прикрыли снизу броней.
На фронте первые 189-е появились осенью 1941 г. "Хеншели" постепенно выбывали из частей, им на смену готовился 189-й.
Поначалу самолет передавали как в эскадрильи ближней, так и дальней разведки.
Отзывы из частей шли положительные. Как от летчиков, так и от технического персонала. Самолёт был удобен в пилотировании и прост в обслуживании.
Малая нагрузка на крыло давала хорошую горизонтальную маневренность. Машина выдерживала множество пулевых попаданий и осколков снарядов.
Ещё как выяснилось самолёт мог лететь даже на одном движке. В мае 1942 г. на 4000 м над Таманью пара МиГов отстрелила "Раме" один двигатель и удалилась уверенная в своей победе. Тем не менее самолёт долетел до ближайшего своего аэродрома.
В конце концов решили усилить войсковую авиацию именно ближними разведчиками.
"Фокке-Вульфы" 189 стали хорошо известны советским бойцам, они высматривали и фотографировали танки и пехоту, аэродромы, склады, даже корректировали огонь артиллерии. Из-за своего силуэта самолет прозвали "рамой".
Обычно 189-е летали на высоте 1000 м, при сильном воздействии ПВО поднимались на три километра.
Генерал Ф. П. Полынин вспоминал:
"Проклятые "рамы" с рассвета дотемна бороздили наше небо, выискивая объекты для удара, следя за передвижениями наших войск."
"Рамы" часто летали без прикрытия истребителями по 5-6 полетов в день. Встреч с советскими истребителями самолеты избегали успешно взаимодействуя с постами ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь).
Убыль самолетов была незначительна, а выпуск машин возрастал. В 1942 г. три завода выпустили 327 "рам". К этому времени FW.189 стал основным разведчиком на восточном фронте - 174 машины. Других разведывательных самолетов было меньше: "Хеншелей" 126 было 103, 40 Bf-109 и 110.
На важных участках фронта "Рамы" каждые два часа отслеживали цели и наводили на них пикировщики, как это было в Сталинграде.
Там же при контрнаступлении под Сталинградом "рамы" находившиеся рядом с линией фронта давили танками на земле. К середине декабря 1942 г. численность FW.189 уменьшилась с 294 до 238. Всего в районе Сталинграда было потеряно по разным причинам около 150 разведчиков, в большинстве это были 189-е.
Несмотря на хорошие маневренные качества перевооружать всю войсковую авиацию на "рамы" не стали. Разведгруппы пополняли Мессершмитты Bf-109, 110 и FW.190.
Оставшиеся "рамы" полагались на неожиданность и хитрость. К тому же экипажи были очень опытными, с налетом больше 500 часов.
В мае 1943 г. 189-я откомандировали на месяц поохотиться на партизан в тылу группы армий "Центр". И уже в июне приняли участие в операции "Цитадель".
Сбить "раму" для советского истребителя было сложно, но возможно. Чтобы поразить самолет нужно было бить по кабине, но летчик FW.189 всеми силами не давал сделать прицельную очередь и даже контратаковал.
С февраля 1943 г. немецкий и чехословацкий завод прекращают выпуск 189-х, производство остается во Франции в тот год собрали 194 самолета. Французы даже попытались улучшить "раму" установив на опытном экземпляре FW.189E более мощные моторы 700-сильные "Гном и Рон" GR14M4/5. Взлетная мощность была в два раза больше, чем у штатного As.410. Самолет разбили на испытаниях и проект, очень перспективный был заброшен.
Модификация FW.189F-1 получила форсированные 580-сильные моторы As.411MA-1. Усилить бронирование, повысить запас топлива, доработать электросистему хотели на модификации F-2, которая не выпускалась. В конце 1943 г. - начале 1944 г. в Бордо выпустили только 22 машины.
Последней модификацией "Филина" стал проект FW.189G с еще более мощными движками 950-сильными As.402. Опытный экземпляр даже не был построен.
Выпущенные FW.189 продолжали воевать на Восточном фронте, со временем их число сокращалось.
Для борьбы с легкомоторными ночными бомбардировщиками По-2 несколько FW.189A-1 оснастили радиолокатором FuG 212 "Лихтенштейн" C-1 и крупнокалиберным пулеметом MG151, который установили вверх-вперед. Они применялись до февраля 1945 г.
К лету 1944 г. "рамы" даже под охраной истребителей уже не могли вести войсковую разведку, советские перехватчики рассматривали 189-х как основную цель. "Фокке-Вульф" 189 начал осваивать роль ночного фоторазведчика, для освещения фотографируемых объектов самолеты скидывали осветительные бомбы.
"Рамы" передавали и союзникам. 14 FW.189A-1 словацким ВВС до апреля 1944 г. они использовались в Крыму. Интенсивно летали "Фокке-Вульфы" 189 в венгерских ВВС. По несколько "Филинов" дали болгарам и румынам.
Из выпущенных 864 самолетов около половины было сбито в боях с советскими самолетами.
Во время своего появления и до середины 1944 г. "рама" даже со слабыми моторами была вполне кстати как разведчик, но реальная возможность поставить более мощные двигатели и продлить боевую жизнь 189-му была немцами упущена.
Спасибо за прочтение