В СССР в области авиатехники стремился не отстать от Запада. Создавалась научная база, строили массу авиазаводов.
Большое внимание советское руководство уделяло переспективным разработкам, но никто не знал какая разработка будет перспективной, а какая тупиковой.
В СССР был в разработке свой турбореактивный двигатель Архипа Люльки, но война отсрочила его постройку и доводку.
Был зато жидкостный реактивный двигатель его и решили использовать в производстве ближнего истребителя БИ-1. Его конструкторами были А. Березняк и А. Исаев (БИ иногда так и расшифровывали).
Идея поставить на самолёт ракетный двигатель возникла у А. Березняка после ознакомления с таким мотором С. Душкина.
Появилась идея построить такой самолёт чтобы быстро взлететь набрать высоту, поразить цель и спланировать на аэродром. Немцы тоже додумались до этого и даже применяли подобный самолёт.
С двигателем Д-1-А-1100 не все было ладно 20 февраля 1942 г. он даже взорвался на стенде. Пострадал летчик-испытатель Бахчиванджи и специалист по двигателю Паоло получили ожоги от азотной кислоты. Топливом у двигателя была азотная кислота и керосин.
Но уже в марте работы были продолжены.
В апреле самолёт перебазировали на аэродром НИИ ВВС близ Кольцово, в Свердловской области, производство начали в поселке Билимбай 60 км западнее Свердловска.
15 мая самолёт впервые взлетел с помощью ракетного двигателя полет продолжался около 3 минут, за минуту работы жидкостного-реактивного двигателя была достигнута высота свыше 800 метров, максимальная скорость была невысока 400 км/ч, скороподъемностт составила 23 м/с.
Было принято решение о создании ещё двух машин и войсковой серии самолета (30 - 40 единиц). Помимо двух пушек войсковой самолёт БИ-ВС получил десять мелких 2,5-кг бомб для того чтобы поражать бомбардировщики идущие строем.
27 марта 1943 г. состоялся испытательный полет в котором Бахчиванджи должен был разогнать самолёт до максимальной скорости. Со стороны все выглядело нормально самолёт разогнался, но вдруг он вошёл в пике и врезался в землю, видимых попыток вывести самолёт из пике не было замечено.
По наиболее вероятной версии самолёт достиг очень больших скоростей, появился не изученный эффект волнового кризиса, когда машину затягивало в пикирование на скоростях свыше 800 км/ч.
Катастрофа привела к отмене выпуска самолетов. Закрытию других проектов.
К тому же была проблема с двигателем, второго экземпляра не было, Исаев был вынужден построить свой РД-1, он был поставлен на самолёт БИ-7, произвели несколько полетов.
Но к середине 40-х стало ясно, что ракетные истребители бесперспективное направление. На конвейер должны были встать самолёты с турбореактивными двигателями.
Накопленный опыт пригодился Березняку в разработке крылатых ракет. А Исаеву в разработке жидкостных реактивных двигателей для космических аппаратов.
Спасибо за прочтение