Приветствую на канале!
Российская Дальняя авиация представлена тремя типами самолётов - это легендарный «Белый Лебедь» Ту-160, «Медведь» Ту-95 и Ту-22М3, по классификации НАТО именуемый Бэкфайер. Все эти бомбардировщики сейчас проходят серьёзную модернизацию, но наибольшее количество улучшений, пожалуй, приходится именно на Ту-22М3.
Модификация Ту-22М3М по всем параметрам превосходит своего предшественника. После работ, по сути, останется лишь внешняя оболочка - заменят практически всё оборудование. На выходе получится чуть ли не новый самолёт с огромным набором новых возможностей. В первую очередь отметим электронику машины - она выполнена по принципу открытой архитектуры, а значит интеграция новейших систем вооружения не будет представлять никакой проблемы. Кстати, электроника унифицирована с Ту-160М и позволяет интегрировать самолёт в единую систему управления войсками. Именно отсутствие продвинутой электроники не позволяет адаптировать многие типы ракет, как, например, противокорабельную ракету Х-32 «Буря-М», но на М3М данная проблема будет решена. Помимо «Бури» под модернизированный бомбардировщик создаётся много новых типов ракет, например, специальная версия авиационного варианта ракет семейства «Калибр».
Теперь самолёт сможет наносить удары по целям противника на расстоянии в тысячи километров, чего ранее он просто не мог. Помимо «Калибров» появится новая ракета Х-50, являющаяся уменьшенной копией Х-101/102. Ей немного понизили дальность, по сравнению со старшей моделью, но зато уменьшили габариты и адаптировали под Ту-22М3М и некоторые другие самолёты ВКС России. Но и это не всё - Х-47М2 «Кинжал» тоже теперь в списке доступных боеприпасов. Самолёт может нести до 3-х таких ракет, способных с гиперзвуковой скоростью поразить цель на расстоянии свыше 2000 километров. В список этих самых целей входят, в первую очередь, авианосные соединения вероятного противника. Но и о старом вооружении не забыли - обычных свободнопадающих бомбах различного типа. Но теперь за точность их применения отвечает вычислительная подсистема «Гефест», способная попасть обычной «болванкой» с точностью, близкой к управляемому вооружению. Это очень кстати в локальных войнах, где тратить дорогущие крылатые ракеты не имеет смысла, а накрыть обширную территорию порой необходимо. За примером далеко ходить не надо - в той же Сирии доработанный Ту-22М3 уже испытал эту систему и вполне успешно.
Но в этой стране вскрылся главный недостаток машины - её дальность. Для того, чтобы нанести удары по «бармалеям», наши Бэкфайеры были вынуждены нести относительно небольшой запас бомб и использовать иранские аэродромы для дозаправки, со всеми вытекающими последствиями. Это при том, что Сирия не так уж и далеко от наших границ. И тут мы подходим к той самой скрытной особенности обновлённого Ту-22М3М - это наличие штанги дозаправки. Её вернули спустя много лет - было это сделано с целью выведения бомбардировщика за рамки договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. Теперь же Ту-22М3М станет полноценным стратегом, без каких-либо оговорок. И вооружение у него теперь приличное, и дальность полёта огромная. Точные цифры Минобороны не называет - оно и понятно, сюрприз для вероятного противника. Ведь теперь наши бомбардировщики смогут наносить удары на большом расстоянии, отлично дополняя Ту-160 и Ту-95.
На данный момент подписан контракт на модернизацию 30 машин до уровня М3М, но, к сожалению, работы немного сдвинулись. Но не бывает худа без добра - причина тому сильная загруженность завода модернизацией других стратегов, которая идёт ударными темпами, а также начало строительства опытной версии стелс-бомбардировщика «Посланник». Так что российская Дальняя авиация скоро пополнится множеством новых бомбардировщиков.