Найти тему
Неугомонный директор

Как предотвратить состояние паники в коллективе. Кейс.

Оглавление

С удивлением узнала у одного из моих клиентов, что в пятницу утром три сотрудницы его офиса (дело происходит не в центральном районе России) пришли с требованием распустить персонал из-за COVID-19. Поговорить с ними внятно и рационально не удалось. А после обеда к движению уже присоединились более 20 человек. Руководитель не выдумал ничего лучшего, как пойти на выставленные требования и отправил всех желающих по домам. Объективных оснований для подобных действий пока не было, да и работа на удаленке еще не была организована, а местами и нецелесообразна.

Что произошло? Массовая паника, которая уже не могла контролироваться никем.

Для меня эта ситуация подчеркивает важность контроля за эмоциональным состоянием сотрудников и особенно теми, которые склонны к истерическим реакциям. Поэтому каждому руководителю хорошо бы знать таких сотрудников в лицо.

Под паникой понимают - "состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля" (А.П. Назаретян). Это состояние, возникшее у одного человека, заражает окружающих (я много писала о зеркальном эффекте в предыдущих статьях) очень быстро. Причинами же данного состояния часто являются дефицит информации о чем-либо, либо ее избыток. Круговое движение страха приводит к возникновению паники: страх одних отражается другими, это усиливает страх первых.

Важно, что в состоянии страха человек мало способен на рациональное обдумывание и генерацию рациональных моделей поведения и осознает это. Человек понимает, что он не знает каким образом справиться с  опасностью, у него отсутствует план действий и он считает, что не может повлиять на развитие событий. Именно поэтому людям проще следовать за теми, кто уже принял решение и своим поведением показывает, что надо делать в возникшей ситуации, т. е. за паникером.

Паникер же чаще всего - это истерик, который обладает мощным эффектом заражения и внушения. Он и сам легко внушаем, при этом эгоистичен и самолюбив, поэтому генерирует массу действий в направлении собственных интересов, которые со стороны воспринимаются как знание, что делать в кризисной ситуации.

Не поддавайтесь панике!
Не поддавайтесь панике!

Что же делать?

  1. Не паниковать самому. Даже если вы знаете за собой грешок истеричности. Возвращать себя к рациональным доводам. На  публике выглядеть уверенным и спокойным.
  2. Выделить в коллективе сотрудников, склонных к истерическим реакциям и изолировать их от остального коллектива. Возможно отправить их работать удаленно - лучший выход. Установить контроль за временем общения  данных сотрудников с другими на волнующие темы. Оставить возможность общения с ними только по рабочим вопросам.
  3. Регулярно общаться с коллективом, предоставляя необходимую информацию и делая правильную интерпретацию событий. При этом информация, которую вы предоставляете должна основываться на реальных фактах и не быть, как недостаточной, так и избыточной.
  4. Если того требует ситуация, соблюдать в компании необходимые меры противодействия событиям с обязательным информированием  коллектива о причинах проводимых действий и требованиях к поведению.

В сложные времена, кризисных ситуациях одной из распространенных причин проблем со здоровьем, негативных ситуаций в бизнесах и личной жизни является страх. От умения руководителя работать со страхами своих подчиненных в подобных обстоятельствах зависит очень многое.

Один из самых известных и действенных приемов работы со страхами - это доведение его до абсурдного завершения. Например,

Представь, что из магазинов реально и навсегда исчезнет гречка. Что самое страшное произойдет, если это свершится?

Да, мы будем вынуждены остановить работу нашего предприятия на три недели. Что самое страшное произойдет, если мы не будем работать три недели?

Работая с ответами, вы увидите боли человека и сможете корректировать его состояние. Конечно лучше всего с этой задачей справятся психологи, однако, каждый руководитель должен быть немного, но психологом, хотя бы для того, чтобы не доводить до массовой паники в рядах своих сотрудников.

Подписывайтесь на мой канал!

Будет интересно и полезно!