"Мы? — удивится кто-то. — Чего ради? Мы обычная организация, профессиональными перевозками не занимаемся. Транснадзор к нам прийти не может".
На самом деле — очень даже может. И если вы к такому визиту будете не готовы, то он обойдется вам дорого. Посмотрите отчеты того же УГАДН за одну только неделю (например, с 28 февраля по 5 марта 2020 года). Всего за несколько дней выписано штрафов на сумму больше 5 млн рублей!
Кого проверяет Транснадзор?
Предприятия, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками (авиа, ж/д и другие перевозки мы сейчас не берем) — а также предприятия, которые используют автомобильный транспорт для собственных нужд. То есть, если в вашей организации есть хотя бы один автомобиль — вы уже должны соблюдать определенные требования БДД. И к вам может явиться инспектор Транснадзора.
Проверки на предприятиях проводят территориальные органы Ространснадзора — Управления государственного автодорожного надзора, сокращенно УГАДН.
Когда ждать проверок?
Есть проверки плановые, о них мы подробно писали в этой статье. Они проводятся в соответствии с ежегодным планом надзорного органа. Есть ли ваша организация в этом плане, вы можете узнать заранее в Едином реестре проверок или на официальном сайте Ространснадзора.
Удобно искать дату плановой проверки на сайте УГАДН, который относится к вашему региону. Это быстрее и проще: в «местной» таблице проверок перечислены только региональные предприятия.
Другое дело, что не все УГАДН оперативно обновляют планы на своих сайтах. Поэтому не ленитесь перепроверять информацию во всех источниках.
За 3 дня до самой проверки инспектор УГАДН обязан письменно уведомить вас о визите.
Насчет внеплановых проверок. С ними сложнее, потому что к ним трудно подготовиться заранее. Конечно, такие проверки проводятся тоже не с бухты-барахты, а по определенным основаниям. Но предвидеть внеплановую проверку, в большинстве случаев, очень трудно. И вот что важно: таких проверок за год может быть сколько угодно.
Что и как проверяет Транснадзор?
Если проверка документарная — то проверяются основные документы. Бумаги изучаются в самом УГАДН, к вам никто не приезжает.
УГАДН может потребовать любой документ — конечно, в пределах предмета проверки и связанный с БДД. А документооборот по БДД немаленький: это порядка 10 приказов, столько же журналов, около 20 инструкций и 15-20 программ, планов и других документов.
Выездная проверка обычно более масштабная. По названию понятно, что в этом случае на предприятие приезжает инспектор или комиссия. В этом случае всесторонне проверяется, насколько предприятие соответствует требованиям БДД.
Кстати, комиссия может быть «многосоставная»: выездная проверка Транснадзора нередко проводится совместно с ГИБДД, МЧС, Ростехнадзором, Государственной инспекцией труда и т.д.
Сейчас плановые проверки Транснадзора проходят только по утвержденным проверочным листам. Это перечень требований по БДД, которым должно соответствовать предприятие — вот по нему вас и будут «прогонять».
Какие штрафы налагает Транснадзор?
Большие 🙂 На самом деле, зависит от нарушения. Но в целом, действительно, суммы получаются очень внушительные, особенно если штраф выставляют юридическому лицу.
Например.
Нарушения при проведении предрейсовых медосмотров
✐ Допуск работника к выполнению работы без прохождения обязательных медицинских осмотров (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) — штраф до 130 000 руб.
✐ Несоблюдение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей (ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ) — штраф до 30 000 руб.
✐ Нарушение порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров (ст. 11.32 КоАП РФ) — штраф до 50 000 руб.
А если организация является еще и лицензированным перевозчиком, то ей грозит штраф за нарушение правил, предусмотренных лицензией — до 40 000 руб.
Отсутствие нужных «корочек» у работников
Статья 12.31.1. КоАП РФ говорит, что перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам» наказываются штрафом до 100 тыс. руб. Кстати, ИП в этом случае приравниваются к юридическим лицам.
Если говорить именно о проверках Транснадзора, то чаще всего штрафуют за отсутствие «корочек» у ответственных за БДД, контролеров ТС и диспетчеров. Мы даже писали целую статью с примерами — о том, как строго проверяющие органы следят за наличием дипломов у этих сотрудников.
Отсутствие стажировки у водителей
Наложить штраф за это может как Транснадзор, так и ГИТ, одновременно.
✐ Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — штраф до 130 тыс. руб.
✐ Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок (несоблюдение квалификационных требований к водителям) — штраф до 100 тыс. руб.
_________________
Если статья была полезна, подписывайтесь.
И пусть все проверки на вашем предприятии проходят гладко!