Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

ЗРК "Двина" против Б-52"Стратокрепость". Крупнейшая битва авиации и ПВО, как продолжение большой политики. Часть 2.

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

После первых успехов СА-75 "Двина" в небе Индокитая и оперативных мер американцев, которые вложили немало сил и средств в дело нейтрализации новой угрозы, небесная война над Вьетнамом приобрела вид "перетягивания каната".

Снижение боевой эффективности советского ЗРК вызвало тревогу советского руководства. Было создано сразу несколько комиссий, которые, в конце 1965ого, начале 1966 года посетили Вьетнам. Шла работа не только по модернизации комплекса, но и по методам его применения, многие из которых потом стали для американских ВВС крайне неприятным сюрпризом.

Фото из  Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

К примеру, известен случай, когда почти полсотни F-105 Thunderchief, прорвавшихся к "разведанным" позициям вьетнамских ЗРК, упорно и долго бомбили дивизион С-75... сделанный, натурально, из рисовой бумаги, листьев и палок. Сбросив смертоносный груз в эту груду тропического мусора, Тандерчифы нарвались на огонь мелкокалиберных зенитных орудий, до поры до времени молчавших в засаде. Американцы тогда признали четыре сбитых F-105, вьетнамцы заявили о двенадцати. Истину, наверное, нужно искать где-то посередине.

F-105 Thunderchief. Фото из.britannica.com
F-105 Thunderchief. Фото из.britannica.com

Стоило советским спецам поработать над новыми методиками, средний расход ракет на сбитый американский самолёт моментально уменьшался. Но потом американцы подключали своих аналитиков, конструкторов и инженеров, и делали очередное финансовое вливание в профильную отрасль, и тут же появлялись уничтоженные ЗРК, а расход ракет в разы превышал среднюю норму.

Одним из таких нововведений стала программа "Wild Weasel" (Дикая ласка), специально направленная против зенитно-ракетных комплексов. На стареньких "Суперсейбрах" устанавливалась, вместо вооружения, мощная приемная аппаратура, которая засекала местоположение радара ЗРК. Корректировщики отсылали координаты группам тех же F-105, вооруженных уже знакомым нам "Шрайком". Со временем, роль "убийц ПВО" возложили ещё и на "Фантомы". Так во Вьетнаме погиб первый советский специалист. Налёт не смог уничтожить комплекс, но осколок кассетной бомбы ранил кемеровчанина Виталия Смирнова, спасти которого не удалось.

Работа двух американских F-105 Thunderchief, в рамках программы "Дикие ласки"
Работа двух американских F-105 Thunderchief, в рамках программы "Дикие ласки"

В 1968 году ситуация зашла в тупик. Авиация США несла неприемлемые потери. Советским зенитчикам и их вьетнамским коллегам тоже приходилось несладко. На них шла форменная охота. На закате своей карьеры, американский президент Линдон Джонсон, отдавший приказ о первых ковровых бомбардировках Вьетконга (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама), решил сыграть роль миротворца и в ноябре 1968 года инициировал прекращение налётов. Всё случилось уже после окончания операции «Rolling Thunder» ("Раскаты грома"), которая вызвала массовые протесты в мире и нанесла серьезный удар по репутации Америки, как главного "носителя демократии". Но это было затишье перед бурей.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Битва в небе Вьетнама происходила на фоне политических переговоров, разгоравшегося внутри США антивоенного движения и общей усталости от войны. Немалую роль в нюансах политического торга играли, также, стратегические бомбардировщики. Их справедливо называли самым весомым аргументом в руках американцев. В роли противовеса выступали зенитно-ракетные комплексы, как единственное полноценное средство, способное "Стратокрепости" безжалостно приземлять. Рано или поздно, они должны были сойтись в очной схватке...

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Настоящая война "Двины" со "Стратокрепостями" началась в первые годы семидесятых, когда чувствуя, что положение южновьетнамских союзников становится всё более шатким, американцы предприняли целый ряд массированных бомбардировок. Северный Вьетнам вёл тогда крупное наступление, грозившее южанам, которые всё меньше хотели воевать, тотальным поражением. Погасить этот пожар решили мощнейшим бомбовым ударом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В мае 1972 года в СССР приехал Ричард Никсон. Визит американского президента в Москву предварило показательное выступление Б-52. В начале мая стартовала крупнейшая после 1968 года операция «Linebacker». С помощью ковровых бомбардировок столичного вьетнамского региона, американцы хотели посадить за стол переговоров несговорчивых представителей Вьетконга и кое-что показать советским товарищам. Считается, что именно тогда родилась знаменитая фраза "мы вбомбим их в каменный век" (" to bomb them into the stone age" англ.) . Принадлежала она генералу ВВС США Кертису Лемею, который, потом, не раз оправдывался за это высказывание. Но слова уже вошли в историю.

генерал ВВС США Кертис Лемей. Фото из открытых источников
генерал ВВС США Кертис Лемей. Фото из открытых источников

10 мая с баз в Таиланде и на острове Гуам в небо поднялись свыше сотни Б-52, разных модификаций. Каждый из них мог нести, как минимум, 19 тонн бомб. Такой груз оставлял на земле прямоугольник выжженного пространства площадью более двух квадратных километров. По масштабам эти бомбардировки были сопоставимы с налётами USAF на Третий Рейх, однако боевые возможности авиации, с тех пор, возросли в разы. Всего было совершено свыше сорока тысяч боевых вылетов, и сброшено 155 тысяч(!) тонн бомб. Операция продолжалась, без малого, полгода.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

В Северном Вьетнаме, в столичном стратегическом районе Ханоя-Хайфона их ожидали более полутора сотен ЗРК СА-75 "Двина" и бесчисленные количества крупно- и мелкокалиберной зенитной ствольной артиллерии. Палубная авиация и "дикие ласки" попытались подавить ПВО Вьетконга, но справились с задачей лишь отчасти. После окончания операции «Linebacker» американцы неохотно признали потерю от зенитного огня более 120 самолетов. Вьетнамцы заявили о шести сотнях, среди которых было, как минимум, семь Стратокрепостей.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Вот на таком взрывном фоне Никсон и прилетел в Москву, решать насущные вопросы войны и мира. И если основные его инициативы, в виде договора CНВ-1, вызвали в Кремле доброжелательный отклик, то позиция СССР по Вьетнаму оказалась железобетонной. Говорят, что Брежнев, довольно мирно принимавший Никсона, единственный раз повысил голос, заявив, что "у американцев руки по локоть в крови", и в целом, был прав.

Леонид Брежнев и Ричард Никсон на встрече в Москве. Фото из Яндекс-коллекции.
Леонид Брежнев и Ричард Никсон на встрече в Москве. Фото из Яндекс-коллекции.

Уже тогда в недрах Пентагона вызревала новая операция по запугиванию Северного Вьетнама, планы по тотальной бомбардировке ДРВ обычными средствами. Некоторые горячие головы предлагали устроить Вьетконгу атомную войну, но это слишком явно грозило планетарной катастрофой. О последней крупной операции американских ВВС и противодействие им советских зенитных комплексов, с вьетнамскими экипажами, мы расскажем в заключительной части нашего цикла. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, если материал показался вам интересным. Продолжение следует. Спасибо.