Ты сидишь в кабинете, на табуретке, привинченной к полу. Тебя вырвали из спокойной размеренной и такой понятной жизни.
Один сидит за столом и спокойно испытующе смотрит на тебя, другой за другим столом и почти ничего не говорит.
Третий нервно меряет шагами кабинет громко похрустывая костяшками пальцев.
Ещё парочка периодически, как бы невзначай, заглядывают в кабинет, сочувствующе поглядывая на тебя, берут то бланк, то иголку с белой ниткой, то ещё что-нибудь…
И каждый в присущей ему манере (спокойно-устало, нервно-агрессивно, безучастно, сочувствуя) объясняют тебе, что про тебя все известно, что тебя заказали тааакие люди, что сейчас идёт компания по чистке УФМС/ФССП/УМВД/ФСИН, что доказательств полно, что тебя сдали твои же друзья-сотрудники, что надо бороться за условный срок (список длинный, всего не перечислишь) ...
Ты в кабинете оперативников, после быстрого агрессивного обыска в квартире, в рабочем кабинете, и тебя убеждают, что ночевать ты будешь здесь, а завтра в суд на санкцию. И суд тебя посадит в СИЗО, без всякого сомнения.
И вот уже мыслишки, что никуда не деться, что лучше сотрудничать и сказать им то, что они хотят, что никто не поможет, что у них все схвачено в судах, что если бы они сомневались, то не стали проводить обыски и тебя задерживать, начинают нагонять страх и парализовывать волю.
Твой мир сужается до одного желания - чтобы все это поскорее закончилось, и чтобы выйти отсюда не под конвоем.
Трудно в таких условиях не сдаться, не пойти на какую-нибудь сделку, в том числе и сделку с совестью, трудно не поддаться такому прессингу, ведь всегда за душой есть парочка “скелетов в шкафу”.
Ну а адвокат представляется таким беспомощным и бессмысленным персонажем, что решимость позвать его тут же тает после дружного смеха оперов, когда ты дрожащим голосом требуешь разрешить тебе позвонить адвокату (ведь твой телефон у тебя забрали сразу же).
Да и не знаешь ты никаких адвокатов близко. Вроде кто-то когда-то говорил про хорошего адвоката, который отсудил для дяди Пети 0,6 сотки земли в дачном кооперативе.
Примерно в такой ситуации оказался мой доверитель (не люблю слово “клиент”, особенно когда узнал древнеримскую историю его происхождения) несколько лет назад.
К его чести он сумел выдержать этот прессинг.
Его, после суток разговоров, убеждений, угроз и прочего, выпустили из кабинета на улицу без наручников.
Несмотря на то, что внешне он выглядит этаким толстеньким добряком, мягким и податливым, внутри оказался стальной стержень и жёсткий характер.
А обратился он ко мне по старой памяти, ибо мы за пару лет до этого поработали в процессе по разделу имущества.
Это было первое дело, в котором я стал работать не один, а в команде со своим нынешним коллегой и другом, и первое дело, когда мы стали применять различные неординарные ходы.
Это была нелинейная защита. Мы охватывали разные сферы деятельности. Были задействованы даже консульства сопредельных государств. Были получены судебные решения в арбитражном суде, в гражданском суде. Одним из аспектов деятельности (далеко не самым важным, но обладающим очень раздражающим действием) были жалобы.
Как пример скажу про комариный рой, который делает невыносимой жизнь неуязвимого бронированного рыцаря, не боящегося никакого оружия (комариный рой - жалобы, рыцарь - система предварительного следствия).
Так вот, когда я или мой товарищ заходили в помещение следственного отдела и проходили мимо ее кабинета, то следователь, которая вела это дело, начинала нервно плакать.
Ведь мы несли очередную жалобу после проведенного следственного действия. А то и две.
Дело она до конца не довела. Заканчивал его другой следователь.
Множество разных ситуаций, смешных и грустных, происходивших в этом деле, я постепенно опишу в различных постах, посвященных способам и методам защиты. А здесь лишь один вывод.
Представьте, если бы он поспешил и поддался страху, если бы возбужденный и испуганный мозг, суженное сознание, непреодолимое желание покончить с градом вопросов, угроз и доверительных бесед, заставили бы его заспешить и дать удобные для оперативников и следователей показания?
А примеры были. За пару месяцев до начала его дела его коллегу посадили (дали реальный срок) за чайник, посчитав его взяткой. Тогда действительно шла чистка структуры, очередной виток неумолимой борьбы с коррупцией, захватывающей и виноватых и невиновных без разбора.
Тот товарищ с чайником пошел на сотрудничество, давал признательные показания и получил реальный срок.
У нас же в результате неординарного подхода, применения совершенно немыслимых для следователей и их начальников ходов, нескончаемого потока жалоб, использования возможностей, предоставленных защитнику уголовно-процессуальным кодексом, дело длилось 5 (!) лет.
И это была задача минимум, которая была с честью выполнена.
Человек получил государственную награду, с почетом вышел на пенсию, и … продолжил работу в своем ведомстве.
Через пару лет удалось узнать, что заказ на него поступил с самой высокой в области позиции, хотя дело было шито белыми нитками. Да и ресурсы правохоронителей были затрачены огромные, а после подобных усилий «удовольствоваться» полным оправданием того, кого они уже списали, высокопоставленные инициаторы этого дела не могли.
И по статистике они уже отчитались, что снова победили коррупцию. А наши органы правоохранительные, вернее их представители, натуральные рабы статистики.
Поэтому, несмотря на всю нашу настойчивость, выдумку и смекалку, мы не сумели добиться полного оправдания.
Однако по основной и самой тяжёлой статье он был оправдан через пять с лишним лет после начала дела, выйдя на пенсию, а по второй пристяжной мелкой статье был осуждён к штрафу.
Но в связи с истечением срока давности освобождён от исполнения наказания, т.е. от уплаты штрафа.
Надеюсь понятно, что наказание оказалось наказанием лишь на бумаге.
Не могу выложить документы в открытый доступ, доверитель не дал своего разрешения, но разрешил рассказать об этом нудном, тяжком, но и весёлом (после его окончания) деле.
Но именно с этого дела мы стали работать в том стиле, который все чаще приводит к победам.
Конечно, если ты чувствуешь за собой вину, тебе страшно и страх победил твой разум, то можешь взять на себя еще и убийство Джона Кеннеди, и пару-тройку висяков впридачу.
Но тогда тебе не стоит обращаться к нам.
Честно говоря, я не вижу особого смысла тратиться на адвоката, когда признаешь вину. Хотя если ты при этом любитель красивых проникновенных судебных речей, то хотя бы в этом вопросе мы можем тебе помочь.