Прежде чем начать, хочу сказать, что для подписчиков, которым некогда читать или которые любят слушать, решил провести эксперимент с авторским подкастом. Заходите в telegram-канал БиЗнес-кухня, жмите Play на аудио файле в конце поста и слушайте материал от первого лица.
Увольнение людей - больная тема, но в свете последних событий нам придётся её затронуть.
Даунсайзинг - (от англ. downsizing) уменьшение размера организации для улучшения её функционирования и снижения затрат за счет сокращения персонала.
Историческая справка:
Инструмент ввели в США в 1960-е годы для борьбы с бюрократией. Но потом стали использовать его для повышения прибыли в компании. Но сокращение использовали с таким воодушевлением и пренебрежением к людям, что стали считать его циничным приёмом. Сегодня часто используется более мягкий термин - райтсайзинг (от англ. rightsizing «доведение до нужных размеров»).
Важно понимать, что люди – не кадры, люди – это ресурс компании, наряду с прочими активами. Мы же думаем об эффективности денежных ресурсов компании, поэтому рекомендую даунсайзинг рассматривать как стратегию повышения эффективности использования персонала в целом.
Рецепты от БиЗнес-кухни:
Начните смотреть на текущую организационную структуру как на неэффективную.
Многие руководители часто не просчитывают экономическую эффективность вложений в человеческие ресурсы и открывают вакансии основываясь на деловой интуиции. Посчитайте эффективность закрытых вакансий за последние 2 года, сделайте выводы. Вы приятно удивитесь.
Спрогнозируйте 3 варианта нагрузки на персонал.
Центральный банк России 20 марта впервые рассматривал 3 варианта изменения ключевой ставки: понизить, оставить или повысить. Обычно два: оставить или... Это говорит о том, что ситуация абсолютно непредсказуемая.
Делаем планы: оптимистичный (ничего не меняется), пессимистичный (существенное падение) и кризисный (обвал или закрытие компании).
На войне командиры всегда бегут в атаку со своими солдатами.
Помните, руководители среднего уровня тоже когда-то работали руками. Оставляем 50% времени на руководство, а вторые 50% - это потенциальный «бывший» сотрудник отдела с конвертом в руках.
Даже солдаты, идя на смерть, брились и стирали воротнички.
Сохраняйте лицо, вам с ним ещё работать. У вас же задача сохранить бизнес, поэтому помните, те кто остаются смотрят: гнида вы или нет. Увольняйте либо с хорошим бонусом «по собственному», либо сокращайте по закону.
Сколько стоит свобода?
Обычно по своей воле не уходят. Но всегда есть те, кто не любит компанию и смотрит в «лес». А некоторые знают, что под ними уже «шатается стул». Поэтому «свободу» можно купить. Озвучьте проблему и ценник (3-х месячный оклад), уверен, найдутся желающие посидеть дома 3 месяца на карантине, а потом уже искать новую работу.
Уменьшение управленческих уровней.
Пересмотрите структуру. Часто многоуровневая система вводится для большей автономии принятия решений. Когда нужна антикризисная чёткая система управления - лучше уровни урезать. Уверен, что эффективность и ответственность оставшихся начальников только возрастёт.
Золотой резерв компании.
Помните про закон Парето, где 20% персонала делают 80% важной работы. Поэтому в списки этих людей и продумать как их сохранить. Уверен, никто из сотрудников не знает, есть для него место в «спасательной шлюпке» или нет. Стараться будет каждый.
Финансовая подушка.
Сформируйте текущей резерв на фонд оплаты труда из расчёта 2-х месяцев. Хеджировать риски важнее, чем считать упущенную выгоду от покупки валютных контрактов. Мишутка (Михаил Мишустин) пригласит на беседу раньше, чем импортёры подадут в суд за просрочку.
Помните!
Причитать и плакать можно дома в подушку. А на работе вы руководитель (компании, департамента, управления, отдела – выбери нужное), и именно от ваших действий будет зависеть будущее компании. Подчинённые хотят видеть лидера и командира, а не труса и паникёра.
Буду признателен за рекомендацию «БиЗнес-кухни» коллегам и друзьям. Пересылай статьи, которые нравятся и предлагай подписаться.
Александр Киселёв
Бизнес-консультации info@nsa.info
Telegram-канал "БиЗнес-кухня" @agency_nsa
Услуги для бизнеса на сайте NSA