Рама — деталь, без которой велосипед вообще трудно себе представить. Конструкция из двух треугольников, имеющих одну общую сторону, претерпевает многочисленные изменения, как по форме, так и по содержанию, то есть материалам. Рост числа поклонников экологичного способа передвижения и появление новых разновидностей велоспорта привели к появлению огромного разнообразия вариантов исполнения рамы.
Выбор конфигурации и размера рамы велосипеда
Каждый велосипедист предпочитает определенный стиль езды, и это определяет, на какую конструкцию надо обратить внимание при покупке, в том числе, чтобы не переплачивать за специальные возможности, которые для вас не имеют важного значения, более того — могут создавать дискомфорт. Для поклонников экстремального катания по пересеченной местности и поклонников трюков выпускаются байки с особой геометрией рамы, женские велосипеды имеют заниженную верхнюю перекладину, любителям скорости больше подойдут формы с высокими аэродинамическими показателями.
Производители известных марок постоянно работают над конструктивными решениями для улучшения различных характеристик байков: рама с минимальной длиной задних перьев имеет больший запас прочности; маневренность зависит от соотношения сторон треугольников.
Характер дорог также имеет значение. Для сложных трасс нужна повышенная проходимость, а на шоссейном покрытии этот параметр не столь актуален, важнее, чтобы седоку было проще сохранять равновесие. Поэтому стоит обратить внимание на расстояние от нижней точки до земли. Чем оно больше, тем ниже устойчивость, лучше проходимость, и наоборот.
Многие виды рам не предусматривают возможности крепления аксессуаров (бутылки для воды, багажника, корзинки и пр.), не стоит останавливать выбор на таких моделях, если это важно — среди нескольких тысяч велосипедов на сайте Велострана найдется оптимальный по конструкции и цене вариант, а консультанты магазина всегда окажут квалифицированную помощь в подборе.
Удобство хранения и транспортировки без специальных приспособлений обеспечит складная конструкция, однако такие рамы значительно тяжелее обычных за счет элементов, обеспечивающих прочность трубы в месте разъема при складывании.
На какие параметры обратить внимание при выборе размера?
Удобство во время велопрогулок зависит не только от того, насколько правильно выбран тип байк, но и от соответствия его параметрам тела. Неправильное положение тела может привести к повышенным нагрузкам и возникновению проблем с позвоночником. Какие значения и особенности телосложения надо учитывать?
Рост. Можно опираться на универсальные «размерные сетки» или расчеты, если речь идет о наиболее распространенных моделях, но при покупке велосипеда для каждого вида велоспорта лучше ориентироваться на таблицу ростовок, которые разработал производитель для каждой конкретной модели.
Телосложение. При лишнем весе выбирайте ростовку меньше. Будет удобнее садиться на седло и управлять транспортом во время езды. Стоит отдать предпочтение более толстым рамам из прочных материалов.
Размер рук и ног. Для длинных рук подойдут модели с коротким выносом руля. Определить, подходит ли рама, можно простым способом: упереть руку в «нос» седла и вытянуть ее в сторону руля, кончики пальцев должны доставать до крепления. Длинноногим велосипедистам лучше скорректировать ростовку: оптимальное расстояние от верхней трубы до паха должно быть 5-15 см, в зависимости от стиля катания.
Регулировка. Всегда можно подстроить велосипед под индивидуальные параметры. Однако учтите, что существуют велосипеды, в которых из соображений безопасности, это не получится. В таком случае придется докупить детали и немного повозиться.
Выбор материала рамы велосипеда
На сегодняшний день выбор практически неограничен — рамы велосипедов изготавливаются из различных металлов и сплавов, пластика и даже бамбука, хотя это пока только экспериментальные или дизайнерские образцы, но кто знает, может быть, через несколько лет мы пересядем на байки с рамами из материала, который сегодня только изобретается или тестируется в лабораториях. Рассмотрим основные характеристики сырья, из которого производятся рамы современных велосипедов:
- цена — один из важных факторов, определяющих выбор;
- вес — влияет на удобство переноски, в некоторых видах велоспорта имеет решающее значение;
- долговечность — есть, конечно, любители каждый сезон покупать новый байк, но даже им не понравится, если обновка просто «не доживет» до зимы;
- способность гасить вибрацию — излишняя тряска на сложных покрытиях приведет к усталости рук и более серьезным проблемам, поэтому данная характеристика может быть архиважной;
- ремонтопригодность — степень сложности ремонта может быть одним решающих факторов, особенно если кататься приходится не только по улицам мегаполисов, да и на стоимость обслуживания влияет значительно.
Рама — один из основных гарантов комфортной езды, каждый материал имеет свои преимущества и недостатки.
Сталь
Обычная сталь используется при производстве бюджетных моделей велосипедов. Рамы из стали не самые легкие, но вес, если приобретать транспорт для повседневного, обычного катания, не столь важен. Важнее прочность и надежность, а это сталь гарантирует. К тому же этот материал упругий и хорошо гасит вибрацию. Стальные рамы выдерживают большие нагрузки, лучше остальных подходят для людей с большим весом; пригодны к ремонту, так как любому сварщику по силам произвести починку.
К недостаткам, помимо большого веса, можно отнести подверженность ржавлению, поэтому стоит уделить внимание повседневному уходу и обработке защитными материалами, чтобы продлить срок службы стального коня. Устойчивы к ржавчине недорогие рамы из углеродистой стали, а также хромомолибденовые сплавы, которые отличаются улучшенными характеристиками и более высокой ценой.
Алюминий
Главное преимущество алюминиевых рам — легкий вес. Сам алюминий очень мягкий, поэтому используют его в сплавах с цинком, медью, марганцем или другими веществами. Цена, по сравнению со сталью, выше. Он не ржавеет и не подвержен появлению трещин, но если ломается, то моментально и основательно, что может привести серьезным травмам. По прошествии 5 лет, шанс поломки увеличивается, а восстановить раму почти невозможно.
На низкий уровень вибрации рассчитывать не приходится — алюминий даст почувствовать все «прелести» покрытия. Велосипед с алюминиевой рамой лучше разгоняется, на нем легче преодолевать подъемы. Однако, как только вы перестанете крутить педали, велосипед остановится почти сразу.
Титан
Титан — редкий и дорогой металл. Титановая рама считается одной из самых надежных, отличается максимально высокой прочностью. На велосипеде с такой рамой удобно маневрировать и, благодаря минимуму вибраций, кататься на любом типе дорог. Отремонтировать такую раму будет проблематично, но и, чтобы сломать, придется постараться.
Велосипед с титановым каркасом долго набирает скорость, но хорошо в процессе ее держит. Это отличный вариант для любителей экстремальной езды. Титан устойчив к царапинам и ударам. Главный минус — высокая цена, но она себя оправдывает.
Карбон
Композиционный полимер из углеродных нитей, который используется только в профессиональных моделях, в том числе изготовленных индивидуально — очень дорогой, очень капризный, но позволяет достигать спортсменам великолепных результатов в соревнованиях. Бюджетных велосипедов с карбоновыми рамами приличного качества на сегодня пока не существует, а если и встречаются, то они не оправдают ожиданий и прослужат совсем недолго.
Удовольствие от велопрогулки и безопасность катания во многом зависит не от погоды, выбранной трассы или мастерства наездника, но и от правильно, с учетом всех перечисленных факторов, подобранного байка, который обеспечит наибольший комфорт поездки и не подведет в сложной ситуации.