Найти тему
Felix Polski

О ВЕЛИКОМ ПОЛЯКЕ

О ВЕЛИКОМ ПОЛЯКЕ

Именно сегодня, когда отношения двух братских народов – русского и польского - обещают войти в положительное русло, имеет смыл вспомнить о плеяде великих поляков, отдавших все силы и весь свой талант делу служения России. Первые две фамилии, которые приходят на ум, фамилия маршала Константина Рокоссовского и Феликса Дзержинского. Но мало кто знает, что потомок средневекового польского рода, тесно связавшего свою судьбу с судьбой польского короля Казимира Великого, не только всем сердцем любил Россию, но однажды даже подал в суд, отстаивая историческую честь России. Речь идет о великом музыканте Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче.

Ростропович родился в 1927 году в Баку. В возрасте четырех лет он уже пытался сочинять свои собственные произведения, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил его отец.
В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. Впервые на сцене Ростропович выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию концерта композитора Сен-Санса.
Во время войны четырнадцатилетнего Мстислава отдали в железнодорожную школу и музыкальное училище в городе Оренбурге. Здесь под руководством композитора Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.
В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист.
В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели. После победы в нескольких международных музыкальных конкурсах он отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру. Так мир узнал о великом музыканте Мстиславе Ростроповиче.
Мстислав Ростропович, как пишут многие из его биографов, никогда не был диссидентом. Но с его собственных слов: «У
ничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто ничего не стоил, не трогали...»
Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей и запретили столичным оркестрам приглашать его для выступлений.
Оставшись без работы и без денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал в Лондон. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича лишили гражданства СССР. Первое время за границей музыкант почти что не выступал, но через год с небольшим смог стать художественным руководителем Вашингтонского симфонического оркестра.
В 1990 году Мстислав Ростроповичу вернулся в Россию. И, спустя два года, поселился в Санкт-Петербурге. Здесь он основал фонд поддержки молодых музыкантов. Фонд возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича.
В 1989 году на польский экран вышел фильм режиссера Жулавского «Борис Годунов». За подбор музыкальных произведений к этой картине отвечал Ростропович. Роль Марины Мнишек в картине озвучивала супруга Ростроповича - Галина Вишневская.
Посмотрев фильм целиком, Ростропович немедленно подал судебный иск к режиссеру кинокартины, указав в своем заявлении на то, что режиссер сознательно принизил исторический авторитет России. Суд вынес определение, согласно которому в титрах должна содержаться запись о том, что композитор Мстислав Ростропович не имеет ни малейшего отношения к сценарию данной кинокартины. Вот как об этом инциденте пишет бывший генеральный консул Польши в Санкт-Петербурге пан Хероним Граля: «
Об упреке в предполагаемом унижении России со стороны режиссера фильма, этот режиссер сам нам рассказывал во время организованной Польским Институтом в Москве ретроспективы его фильмов в феврале 2007 года. Гвоздем этого показа как раз и была российская премьера «Бориса Годунова» в Доме кино. Автор этих строк имел также случай задать вопрос о причине конфликта вдове Ростроповича, выдающейся певице Галине Вишневской, которая в этом фильме озвучивала Марину Мнишек (на экране эту роль играла Дельфина Форест). Ответ был лаконичен: «Об этом человеке (Жулавском. — И. Г.) больше ни слова». Проблема столь яростного польско-российского конфликта во время реализации оперного проекта тем более примечательна, что сам Ростропович многократно упоминал о своих польских родственных связях, позволявших видеть в нем потомка знаменитого средневекового рода Богориев из Скотников (с этим родом связан своим происхождением, в частности, Ярослав. Гнезненский архиепископ и близкий соратник Казимира Великого). См. Некролог маэстро от 28.04.2007, написанный Доротой Шварцман.