Когда вы дойдете до конца этого абзаца, оторвите глаза от экрана и посмотрите вокруг. Вы, вероятно, в помещении. Как и большинство людей в материально развитых обществах, вы, вероятно, проводите 90 процентов своего времени в построенной среде. Вы заметили, что вас окружает, когда вы вошли в помещение? Как вы думаете, пространство влияет на то, как вы себя чувствуете? Влияет ли это на ваш мозг?
Интерес к пересечению нейробиологии и архитектуры растет. Архитекторы делают налеты на обсуждение нейробиологических прикладных работ к своему ремеслу (Eberhard, 2008; Mallgrave, 2013). Большинство из этих дискуссий можно охарактеризовать как нейробиологию и архитектуру (Alex Coburn, Vartanian, & Chatterjee, 2017). Этот подход обычно включает в себя сопоставление знаний о мозге с принципами и практикой архитектуры. Например, можно подумать, что наше осязание не получает достаточного внимания в архитектурном дизайне. Один определяет свойства наших тактильных и тактильных систем, а затем сопоставляет их с тем, как мы взаимодействуем со встроенной средой. Такие карты могут очень хорошо предложить важные идеи. Но как проверить эти идеи? Можно ли провести нейробиологию архитектуры и сформулировать эти идеи экспериментально?
В качестве примера экспериментальной нейроархитектуры мы недавно представили результаты наших исследований психологических и нервных реакций на архитектурные интерьеры (Coburn et al., 2020). Мы начали с 200 фотографий архитектурных интерьеров. Эти интерьеры различались по трем основным признакам: высокая или низкая высота потолков, криволинейные или прямолинейные формы и закрытые или открытые корпуса. Эти же изображения использовались в более раннем исследовании (Vartanian et al., 2015 год; Vartanian et al., 2013), в которой мы показали, что восприятие людьми красоты этих интерьеров соотноисмо с нейронной активностью в медиальной префронтальной коре. В то время это открытие было важно для демонстрации того, что эстетический опыт архитектурных интерьеров опирается на те же системы вознаграждения, которые связаны с удовольствием, которое мы испытываем при созерцании красивых лиц, а также при удовлетворении первичных желаний, таких как еда и секс.
В недавнем исследовании мы попросили почти 800 человек в интернете оценить свой опыт изображения этих 200 интерьеров по 16 психологическим факторам. Наша цель состояла в том, чтобы определить, можно ли свести эти 16 факторов к нескольким ключевым измерениям. Для этого мы использовали две аналитические методики—анализ главных компонент (PCA) и психометрический сетевой анализ (PNA). PCA показал, что большинство ответов (90% противоречий) характеризовались тремя измерениями - когерентностью, очарованием и дружелюбием. Когерентность - это степень организации сцены. Очарование относится к богатству сцены и тому, чувствует ли зритель желание исследовать ее. Дружелюбие относится к чувству комфорта и индивидуальности, которое зритель ощущает в пространстве. Наш PNA подтвердил, что ответы зрителя характеризуются этими тремя измерениями. В другой группе из примерно 600 участников мы повторили эксперимент и обнаружили, что эти измерения когерентности, очарования и дружелюбия объясняют реакцию большинства людей на архитектурные интерьеры.
Уверенные в том, что эти психологические измерения важны для разнообразной группы из более чем 1400 американских онлайн-зрителей, мы проверили гипотезу о том, что эти психологические измерения имеют отпечатки в нашем мозге. Мы вернулись к нашему первоначальному исследованию и повторно проанализировали те данные, которые были получены из тех же самых изображений, которые использовались в этом исследовании. Чтобы быть ясным, первоначальное исследование изображений было проведено на Тенерифе, Испания, в то время как наша работа по выявлению трех компонентов была получена от американских участников. Если бы исходные данные визуализации содержали доказательства релевантности этих компонентов, то наши утверждения были бы обобщены в разных популяциях и несколько разных культурах. Более того, это настолько близко к двойному слепому экспериментальному исследованию, насколько мы можем себе представить. В то время, когда собирались данные визуализации, мы еще не обнаружили эти три компонента. Ни мы, экспериментаторы, ни испанские участники эксперимента не знали, что когерентность, очарование и дружелюбие являются релевантными переменными. В сканере участникам, первоначально испанским, задавали два вопроса, когда они смотрели на изображения: считают ли они пространство красивым, и хотят ли они войти в пространство?
И что же мы нашли? Наши исследования показали, что, независимо от вопроса, степень очарования ковариируется с нейронной активностью в правой языковой извилине. Напротив, когерентность ковариировалась с нейронной активностью в левой нижней затылочной извилине, когда участники оценивали красоту, и уютность ковариировалась с нейронной активностью в левой клиновидной области, когда они решали, хотят ли они войти в пространство. Главное заключается в том, что наш зрительный мозг реагирует на эти субъективные психологические измерения, о которых мы, возможно, даже не подозреваем.
Продолжайте осматривать свое окружение в течение дня. Является ли пространство, в которое вы входите, захватывающим? Чувствуется ли целостность? Вам удобно?