И снова приветствую вас на канале «Записки литературного редактора». Сегодня у нас тема, предложенная читателями в опросе.
В одной из статей я рассказывала об архитектуре сложноподчинённого предложения (ссылка внизу). Но и литературное произведение в целом можно рассматривать с этой точки зрения. И если предложение у меня ассоциируется с домом, то роман, повесть или рассказ напоминают арку, точнее, аркаду – множество арок, встроенных одна в другую или расположенных последовательно .
Что такое сюжетная арка
Само понятие первоначально использовалось для описания сюжетов телесериалов или комиксов, но сейчас применяется и в отношении литературных произведений.
Схема любого художественного текста напоминает арку или дугу, по которой развивается сюжет. На этой дуге выделяют 5 отрезков.
0. Экспозиция – подготовка читателя, предварительные сведения о герое, мире, ситуации и т. д. Подробнее об экспозиции и её видах можно почитать в другой статье (ссылка внизу). Экспозиция – это ещё не сюжет, поэтому я её обозначаю как нулевой уровень.
1. Завязка – момент зарождения конфликта, ситуация которая даёт толчок развитию сюжета. Благодаря ей, события выходят из состояния стазиса, и начинается их развитие, движение.
2. Подъём дуги – нарастание напряжения, проявление конфликта, подключение к нему новых персонажей, выяснение новых обстоятельств.
3. Кульминация – высшая точка арки и, соответственно, развития конфликта. Это наиболее напряжённый момент, завершающийся открытым столкновением интересов, всплеском эмоций и т. д.
4. Нисходящая дуга арки – постепенное решение проблемы, нахождение компромисса, снятие напряжения, когда герои принимают решение и ищут пути к согласию или спасению.
5. Развязка – окончательное разрешение конфликта, завершение основных сюжетных линий, итог всего развития.
Такая дуга присутствует в любом художественном произведении, и при желании можно провести анализ и выделить отдельные её элементы в какой угодно книге. Ошибки в построении основной сюжетной арки допускают уж совсем зелёные новички. Например, когда смещают кульминацию слишком близко к финалу-развязке, то получается вместо постепенного разрешения ситуации резкий обвал и скомканный конец. Или когда слишком затягивают период восхождения, и читатель начинает скучать.
Но одной аркой дело не заканчивается.
Аркада или множество арок
Хорошая книга – это та, что читается с интересом, увлекает и имеет достаточно сложный сюжет, чтобы заставлять читателей думать. Такой сюжет всегда включает в себя множество арок, которые создают сложную многоярусную конструкцию.
Арки в жизни
Я могла бы привести в пример, какую-нибудь известную книгу, где герой переживает одно приключение за другим, но поступлю немного иначе. Если посмотреть на нашу вполне обыденную жизнь, то оказывается, что и она состоит из множества ситуаций, имеющих структуру арки. Например.
- Завязка – утро, человек лениво просыпается, размышляя о необходимости идти на работу. И эта необходимость заставляет его встать и проявить активность.
- Восходящая дуга – умывается, пьёт кофе, двигается бодрее и, понимая, что может опоздать на автобус, начинает нервничать, торопиться и из дома уже выскакивает бегом.
- Кульминация – обгоняя прохожих, несётся к остановке, запрыгивает в автобус и облегчённо вздыхает.
- Нисходящая дуга – переводя дыхание, едет и размышляет о том, что надо или вставать раньше, или собираться быстрее. Мысли переключаются на работу.
- Развязка – наш герой приходит на работу и приступает к выполнению обязанностей.
Всё. Арка завершена, но жизнь-то продолжается, и человек переходит в другую ситуацию, которая развивается по той же схеме. Одновременно наш герой может существовать в другой более крупной арке, например, переживая кульминацию конфликта со своей девушкой, или, наоборот, находясь на восходящей дуге конфетно-букетного периода.
Арки в литературе
Литература – это отражение жизни, даже если это литература жанра фэнтези. Поэтому повествование должно представлять собой аркаду – систему арок, в форме которых представлены отдельные сцены и эпизоды.
Вот, например, вы описываете встречу друзей (или подруг) в кафе. Друзья пообщались, поболтали и разошлись. Зачем этот эпизод? Какую роль он играет в сюжете? Если эпизод всё же для чего-то нужен, то в нём должен быть ключевой момент (кульминация), ради которого вы и затеяли разговор. А перед этим моментом завязка, например, случайная встреча, или намерение героя пойти именно в это кафе, чтобы дождаться там друга. Ну и, конечно, в эпизоде будет развитие событий – сам разговор. А затем и развязка – осмысление героем полученной информации.
И так в каждой сцене и эпизоде. Тогда повествование превратится в сложную аркаду или в что-то типа «американских горок», если текст приключенческий, и там много экшена. Такая структура позволяет удерживать интерес читателя на протяжении всей книги.
До скорой встречи, друзья. Не забудьте заглянуть в другие статьи по ссылкам, возможно, вы найдёте там для себя что-то интересное.
«Архитектура сложноподчинённого предложения»