(Из материалов военных лет)
Многие из бойцов и сержантов нашей роты противотанковых ружей народ бывалый, обстрелянный. Но есть у нас и новички, которым ни разу не приходилось встречаться с танками врага. Вот почему воспитание стойкости наша парторганизация считает первоочередной задачей.
Не скрою, на первых порах кое-кто даже сомневался — можно ли, мол, с бронебойкой устоять против танка? Необходимо было воспитать у людей веру в свое оружие, привить любовь к нему.
Лучшие воины, которые сами подбивали немецкие танки, коммунисты Кабдашев, Степанищев, Романов, комсомолец Рыжов рассказали, что на счету нашей роты имеется 6 подбитых танков врага. Бойцы поняли: не так страшен черт, как его малюют, танки врага можно бить. А вскоре они воочию убедились, что бронебойка дырявит любую фашистскую броню.
С разрешения командира роты коммунист Степанищев вывел однажды группу бойцов к разбитому вражескому танку и предложил каждому произвести выстрел. Стреляли с расстояния 200 метров. Результаты оказались убедительнее всяких слов — каждая пуля сделала пробоину.
Так люди поняли простую истину: умелому и стойкому воину вражеский танк не страшен. С большим рвением бойцы принялись за учебу. Коммунисты и здесь оказали немалую помощь командиру.
Когда, например, бойцы знакомились с устройством окопа, интересным опытом поделился коммунист Романов. Однажды в бою на его отделение пошло 5 танков. Они приблизились вплотную к окопам и стали их обстреливать. Но наши бойцы действовали решительно и хладнокровно, так как были уверены в прочности своей позиции. Окопы были глубокими, в них свободно укрывались и расчет, и ружье. Имелись запасные окопы, соединенные траншеей. Сменив позицию, бронебойщики подбили один танк.
Такими же поучительными были беседы комсомольца Рыжова, красноармейцев Косинского, Грабцевича и других, кому лично пришлось драться с вражескими танками.
Наглядности бесед мы придаем большое значение. С этой целью по инициативе комсорга Смолова было оборудовано несколько витрин, где показаны уязвимые места «Тигра», «Пантеры» и различные способы борьбы с ними. У нас сохраняются все схемы и рисунки из газет, отражающие отдельные моменты истребления танков врага огнем противотанковых ружей.
Умение — одна сторона дела. Для бронебойщика, который один на один встречается с танками врага, не менее важны и такие качества, как самообладание, выдержка, смелость, решительность. Воспитывая эти качества, мы ведем разговор не вообще, а приводим конкретные примеры и факты.
Помню, как-то разговорились мы о смелости. Кто-то из бойцов заметил, что не всякому человеку на роду написано быть смелым.
— Нет,
— поправил его командир роты.
— Храбрым может стать каждый воин.
И он рассказал, как неузнаваемо изменился красноармеец Грабцевич. Раньше, бывало, он робел в бою, а теперь всем бойцам подает пример, действует уверенно, хладнокровно. Сейчас он назначен наводчиком. Здесь же выступил комсомолец Рыжов с рассказом о том, как он подбил два танка.
— Трудно было,
— рассказывал Рыжов.
— Танки двигались на нас с двух сторон. Нужно было действовать исключительно хладнокровно и решительно. Так мы и поступили. Подпустили вражеские машины менее, чем на 200 метров, а потом ударили по башне.
Большую пользу приносит также обсуждение газетных материалов, памяток, рассказов о стойкости и мастерстве бронебойщиков. В одной из газет мы прочли о том, как пятеро моряков в критическую минуту, обвязав себя противотанковыми гранатами, бросились под гусеницы танков. Этот рассказ взволновал всех бойцов.
Каждое ружье у нас имеет свою историю. Особенно много рассказов ходит о ружье №706. Оно принадлежит младшему сержанту Кабдашеву, кавалеру ордена Отечественной войны II степени. Отважный бронебойщик подбил из него три танка. Недавно в расчет Кабдашева пришел молодой боец Подкидышев.
— Перед танками мы никогда не отступали, били по ним и тогда, когда они подходили к нам на 100 метров и ближе. Смотри, не подведи,
— говорил новичку коммунист Кабдашев.
— На меня можешь положиться,
— горячо заверил Подкидышев.
Мы практикуем посылки писем войнам, отличившимся в боях и показавшим, пример стойкости. Так, например, были посланы письма родным Кабдашева, Грабцевича, Рыжова. Каждое ответное письмо обсуждается на красноармейском собрании.
Таковы некоторые из форм, которые мы используем, воспитывая умелых и стойких бронебойщиков.
Парторг красноармеец Д. Школьников (1944)