«Русалочка» и «Дьявол носит Прада» — что может быть общего?
Одно из моих любимых направлений в психологии – сказкотерапия. Сказки – это больше, чем интересные истории для детей. Это рассказы о том, как справляться с различными жизненными ситуациями, сценарии, которые мы запоминаем с детства и неосознанно повторяем.
Сегодня я начала читать книгу «Тайный шифр женских сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой, посвящённую сказочным сюжетам и архетипам, и на меня произвело большое впечатление рассуждение о «Русалочке» Г.Х. Андерсена.
Есть оригинальная сказка, есть пугающий советский мультик, есть весёлый Дисненевский. На первый взгляд, это сказка о бессмысленной жертве: Русалочка влюбилась с первого взгляда и отдала голос, испытывала боль, умерла ради невзаимной любви. При этом, даже у детей возникает много вопросов к сюжету: например, откуда у духа воды такое желание стать человеком и любить человека? Мы же не страдаем от того, что не имеем крыльев — наша психика устроена так, что мы не можем захотеть невозможного. Почему возникла такая любовь, зависимость? В советском мультфильме, когда сестры спрашивают Русалочку, что она видела на земле, та отвечает: «Ничего я не видела, только его». Она увидела красивое лицо и влюбилась? Было бы странно. В сказке желание посетить землю, полюбить людей было раньше, чем встреча, и Русалочка всегда отличалась от сестёр задумчивостью – это заставляет искать другой ответ, нежели «Потому что любовь». Мультик оставляет очень неприятное, гнетущее впечатление и жалость, сказка – жалость и желание разобраться в мотивах Русалочки.
Мнение Т. Зинкевич-Евстигнеевой о сказке убрало с моей души этот неприятный след, очень хочется поделиться новым знанием. Сказкотерапевт пишет о том, что Русалочка покупает за свой голос и боль в ногах только возможность быть на земле, но не любовь принца, и понимает это. Зачем она идет на такие жертвы? Вряд ли ради односторонней любви. Ответ может скрываться в разговоре с бабушкой: Русалочку потрясло то, что духи воды после смерти становятся морской пеной, а люди имеют бессмертную душу. Получение бессмертной души, духовное развитие – значимая цель, а любовь человека, так понравившегося ей принца – средство. Неудобства, которые мы переживаем на жизненном пути – не просто жертва, благодаря ним мы проходим уроки, очищаемся, становясь восприимчивыми к тонким переживаниям, в том числе и любви. Иногда можно идти небольшими шагами, отдыхать, но когда рост интенсивен, плата очень болезненна: мы ограничиваем себя во многом, меняем круг друзей, может ухудшиться здоровье…
И тут я вспоминаю «Дьявол носит Прада» и то, как нелегко пришлось героине на её пути развития.
Русалочке предлагали убить принца и снова стать духом воды, но она отказалась. Вернув хвост, регрессировав, она не стала бы прежней. Отказавшись от эволюции, человек может жалеть об этом всю оставшуюся жизнь.
Русалочка проходит своё испытание и становится – не бессмертной душой, так как принц любил её как доброе дитя, не как жену, — зато она становится одним из духов воздуха, которые живут 300 лет и могут обрести бессмертную душу добрыми делами. Её плата не напрасна и не делает её жертвой любви, Русалочка растёт духовно и получает свою награду.
А что с «Дьявол носит Прада»? Меня всегда удивлял финал. Героиня ушла из компании, надела бесформенную одежду, вернулась к прежней жизни и извинилась перед прежним окружением за то, что была не права. Это – конец неестественный. Регрессия невозможна, возможно что-то новое, третье. «Вместо нас всегда возвращается кто-то другой». Понять, что что-то «не твоё», найти в себе силы, чтобы прекратить этим заниматься – это испытание, и Андрэа прошла его. Но возвращение к первоначальной жизни обесценивает её новый опыт и всё, что она преодолела. Думаю, что Андрэа не сможет долго жить как раньше, и скоро в её жизни наступит что-то другое. Не бесцельная жизнь перед телевизором, не жесткая гонка в модной компании – нечто новое, достойное той яркой и сильной девушки, какой она является. Она, как и воздушная Русалочка, ещё находится в процессе личностного роста, но вознаграждение за выход на новый этап закономерен для любого сюжета.
А как вы относитесь к такой трактовке этих историй?
Источник и автор: