Найти в Дзене

Главная ошибка начинающих писателей

Почему глубокий смысл - еще не повод считать книгу гениальной? Отчего читатель предпочитает крепких среднячков, чьи тексты зачастую бессмысленны? Все дело в мастерстве исполнения.

У каждого текста есть семь уровней проработки:

Литературная пирамида: без надежного фундамента не удержать изящную крышу
Литературная пирамида: без надежного фундамента не удержать изящную крышу

Читатель двигается снизу вверх. То есть, сначала буквы, и если с ними более-менее порядок, читатель переходит к событиям, и если они вопросов не вызывают, читатель ловится на крючок саспенса и клиффхэнгеров, начинает воспринимать мир и сюжет.

Но только не в обратном порядке!

Аргумент "но зато у меня проработанный сеттинг" не катит, если в тексте полно ошибок, и события совершенно не цепляют.

По этой же причине нельзя вываливать сеттинг первыми же строчками: вначале заставьте сопереживать.

По той же причине не годится аргумент "зато у меня гениальный смысл, символизм, глубокие подтексты и аллюзии на французскую литературу начала XX века". Читатель не тупой и способен переварить всё это. Но. Как он увидит эти сентенции, если текст не затягивает, герои не увлекают, а стиль вызывает лишь зевоту?

Зато ширпотребщики поднаторопели и в стиле, и в героях, и в саспенсе: у них постоянно цеплялки. Может, их даже больше, чем требуется. Но это - ввиду огромной конкуренции.

Не дайте им себя обогнать!

Их тысячи! Серьезно - у вас тысячи конкурентов! Вы просто не вправе что-то спустить на тормозах - нужно быть лучшим!
Их тысячи! Серьезно - у вас тысячи конкурентов! Вы просто не вправе что-то спустить на тормозах - нужно быть лучшим!

Если вы хотите, чтобы массовый читатель хватался за вашу книгу и не отпускал, вам придется одолеть толстенную броню из скепсиса и разочарования.

Читатель раз откроет книгу с претензией на высокий смысл, два раза откроет. Увидит, что там нет ни близких ему героев, ни задорного изложения, ни живого стиля, ни сочных событий - и читатель такую книгу забросит. Забросит одну, забросит другую - и перейдет полностью на ЛитРПГ, бояр-аниме и попаданцев. Просто потому что они написаны более-менее близко.

Да, эксплуатируя один и тот же прием. Но только потому что он и правда работает.

Найдите другие приемы, не менее крутые, чем эти, - и вас тоже будут читать. Вы просто должны быть лучше! Или хотя бы наравне с ними. Но тогда вам придется писать в популярном жанре. Или изобретите свой жанр: первооткрыватели всегда снимают огромные сливки, если правда смогли придумать что-то путное.

Запомните: первые три-четыре уровня пирамиды - решают!

Только научившись справляться с ними, вы вправе перейти к следующим. То есть, вы, конечно, может вкладывать высокий смысл. Но пока не владеете в должной мере инструментарием, этот смысл никому не будет интересен - до него попросту не доберутся.

Сам по себе факт вложения глубокого смысла - не делает писателю большой чести. Ведь главное - донести себя, не расплескав. Да, придется пойти на жертвы. Да, можно так и не найти достойную форму изложения. Но судьба любит храбрых, тех, кто готов без конца совершенствоваться.

Обучение писательству - это игра. Каждое набранное слово - плюс к вашему уровню.
Обучение писательству - это игра. Каждое набранное слово - плюс к вашему уровню.

Но литературное совершенство - это не то, чему нас учили в школе. В школе учили не писательству, а литературной критике. Совершенство лежит на более низких слоях. Там, где текст становится читателю родным и близким.

Пишите каждый день. Пишите, не переставая. Учитесь. Пробуйте новое. Анализируйте свои ошибки. Не хвастайте. Еще раз проверьте, хорошо ли освоили низшие уровни пирамиды. Трудитесь, и дорожка к читателю станет менее зыбкой, а слава - более громкой.

Другие статьи о писательстве:
Плохих книг не бывает
Почему фэнтези - это лучшее, что с нами случалось?
Кто писатель, а кто мимо проходил?