На отдыхе или вечернем привале грозные воины апачей не только готовили себе еду, обустраивали лагерь, но были не прочь перекинуться в картишки. Особенно по нраву им была игра под названием monte (монте). Кочевой быт индейца пустыни был суров и бумажные карты не выдерживали грязных, сальных пальцев, песка и пыли. Поэтому апачи научились делать карты сами.
Откуда картишки
Карты пришли к апачам через мексиканцев. Есть некоторые свидетельства того, что первые карты были напечатаны в Новом Свете до конца 16 века. В музее Эчаниз в Мехико есть старая матрица для печати карт, которая имеет в дизайне герб последнего испанского вице-короля в шестнадцатом веке и датируется примерно 1600 годом.
Как быстро туземцы освоили испанские карточные игры, используя стилизованные европейские карты с картинками, неизвестно. Но научившись, они с азартом начали резаться в монте или как его еще называют испанское монте. Для того,чтобы лучше оценить индейские карты, сначала нужно сказать пару слов про испанские игры и испанскую колоду, на которой апачи основывали свой собственный стиль.
Игра
Игра монте (испанский монте) пришла в Мексику, как не трудно догадаться из Испании. Правила ее очень просты. Из верхней и нижней части колоды достаются по 2 карты и кладутся картинками кверху в 2 ряда, образуя верхний и нижний расклад. Игроки делают ставки на одну масть или сразу на две масти расклада.
Банкомет переворачивает колоду и если масть нижней карты (т.н. ворота) соответствует масти в раскладе, то он оплачивает ставки сделанные на выигрышные карты. Ставки с не угадавших масть игроков забираются в банк. Сам банкомет меняется по договоренности через определенное количество ходов или выигрышей.
Как вы видите, научиться такой игре очень легко и поскольку имеет значение только масть, то можно использовать старые, изношенные и даже испорченные карты.
Поскольку американские индейцы практиковали азартные игры задолго до появления европейцев, им было легко принять эту новую форму игры. Даже если им не совсем было понятно значение европейской карточной символики. Согласно сообщениям многих путешественников, индейцы стали очень умелыми не только в игре, но и во всех формах мошенничества, которые практиковали их испанские учителя.
Карты
Испанская колода для монте отличается от современной колоды для бриджа в трех отношениях: количеством карт, мастями и фигурой одной из старших карт. Колода-монте состоит из сорока карт, разделенных на четыре масти монеты, мечи, кубки ( или чаши) и булавы ( дубинки). У каждой масти есть цифровые карточки - от единицы (туза) до семи, и три старших карты- сота (соответствует валету), кабальеро (дворянин верхом), и рей (король).
Исследователь (ссылка внизу статьи) говорит, что все проанализированные им индейские карты из 45 колод, не старше 1860 года. Очевидно, что либо до этого использовались бумажные карты, либо игра монте вошла в жизнь апачей именно с середины 19 века.
Материал, из которого изготовлены карты, это хорошо выделанная кожа лошади, антилопы, коровы, т. е. животных из основного рациона питания апачей. Кожа выбиралась без повреждений и однородной толщины , о качестве материала говорит тот факт, что карты до сих пор жесткие и не имеют обломанных краев. Примерный размер карт 6,0 x 9 см или чуть больше или меньше.
Красители для раскрашивания карт были легко доступны. Ведь апачи и сами наносили краску на свое тело для военной тропы или праздников. Краски могли быть либо натуральными растительными красителями, либо коммерческими, полученными от торговцев. На сохранившихся картах присутствуют - грязно-синий, красный, грязно-горчично-желтый, ржаво-красный и черный цвета.
Апачи безусловно были усидчивыми и тщательными рисовальщиками, но без таланта к дизайну и красоте. Очевидно, главным оставался функционал карт, а не их художественное оформление.
Фигуры Короля и Валета лишь в общих чертах обозначались апачами, главное чтобы у короля была видна корона, а валет не походил на короля. Кабальеро - человек верхом на лошади был ближе к пониманию индейца, поэтому достаточно четко обозначены все признаки лошади - грива, хвост, копыта.
С обозначением мастей тоже не было никаких проблем, монеты,чаши и дубинки были знакомы апачам. Правда вот мечи обозначались просто прямыми линиями или в виде копий. Вообщем индеец старался воспроизвести испанский стиль карт, но получалось это не всегда убедительно.
У апачей выработался свой игровой сленг, представлявший собой причудливую смесь испанских и родных слов. Знаменитый исследователь и боец с индейцами капитан Джон Грэгори Бурк составил небольшую таблицу таких слов.
Он же приводит пример оригинального названия права сдачи карт , англ. "shuffle" , исп. "barajar", на языке апачей " jli-ka-shi-ache", которое капитан Бурк переводит как «я беру или охочусь за лошадью» .
Джон Грегори Бурк был внимательным наблюдателем, и в своих книгах об индийских кампаниях он приводит некоторые из лучших описаний апачей и их отношения к азартным карточным играм. Описывая разбивку вечернего лагеря во время кампании в Сьерра-Мадре, он рассказывает:
… группа из шести разведчиков апачей яростно играла в мексиканскую игру «монте », в которой использовались самодельные карты из конской шкуры, покрытые варварскими цифрами, достойные стать экспонатом в любом музее.
...скауты-апачи очень мило провели время, играя в азартные игры с чирикауа, которых они безжалостно обдирали, выигрывая сотни долларов золотом, серебром и бумагой в Монте и Кункен…
В другой раз Бурк пишет:
Он (апач) путешествует с наименьшим количеством скарба, чем любое другое племя в мире… но иногда он позволяет себе роскошь иметь колоду карт, подсмотренную у мексиканцев и сделанной из лошадиной шкуры…