Найти тему

Внеклассное чтение

"Мы знаем по школьным азам, кому причиняют зло, зло причиняет сам."  
У.Х.Оден, "1 сентября 1939 года"
"Мы знаем по школьным азам, кому причиняют зло, зло причиняет сам." У.Х.Оден, "1 сентября 1939 года"

Забавы в столице: каникулы, фестиваль. Газон аккуратно подстрижен. Стоят палатки.
И вспомнят родители: томик, бывало, взял, фонарик — и под одеяло, читать украдкой.
В Сокольниках детский писатель, покой и мир, и можно за книгами встретить лучи рассвета
под шорох страниц, а не шелест летящих мин, которым нас накрывает шестое лето.

Арине одиннадцать. Книги берёт в подвал, но большую часть из них прочитала раньше.
Автобус из школы вчера под огонь попал: вот там было страшно. А с книгой внизу — не страшно.

Стреляют? Высотка ли в городе, частный дом — приходится к окнам тяжёлую мебель двигать.
В проёмы — матрасы, подушки, мешки с песком. Но чаще всего от ранений прикроют книги.
К стеклу переплётом — «Отверженных» и «Чуму», и главное — втиснуть на полки побольше книжек.
Но нет ни одной объясняющей, почему у каждого класса программа на лето — выжить.

Поэт не ошибся: кому причиняют зло, ответит. Не сразу. Но будет с рожденья знать, как
небратья не книги шлют нам — РСЗО, и полным пакетом приходит его доставка.
А тут первоклашки, линейка, цветы, звонок... И завуч уедет не в «скорой» — двухсотым грузом.
Отцы, что читали нам Пушкина перед сном, погибли за право Донбасса читать по-русски.

И в библиотеках мы просим не киберпанк, не триллер, не хоррор, их здесь наяву — навалом.
В Донецке умелец-механик заводит танк, винтажный «Иосиф Сталин» угнав с пьедестала.
Нам надо беззвучно усваивать, втихаря, азы выживания. Так и растём без мира,
разучивая по табличкам, не букварям, всю чёртову дюжину букв «Осторожно: мины!».

И в школьной программе предметы такие же, как ваши. Но детям Донбасса другое важно:
читаем на НВП или ОБЖ, где лучше укрыться и как не задеть растяжку.
Из класса, раздали нам памятку, хоть ползком: пожар — три сигнала, прилёты — один, но долгий.
А если заденут и ЛЭП — никаких звонков. Во тьме по кому ты над школой рыдаешь, колокол?


Мы в курсе про гроздья гнева и корни зла, но гаубицам по «минским» нельзя ответить.
Чуть старше, чем мы, сопляк, обдолбавшись в хлам, надпишет мелком снаряд: «Всё лучшее — детям».
И сводки о наших потерях иным — пустяк. У нас комендантский час и война на вырост,
а где-то, скучая, почитывают в сетях, кому и когда угрожает какой-то вирус.

У Кости в тринадцать пол-темени — седина. Спасал малышей: это всё, что он вам расскажет.
Желание, чтоб ни покрышки катам, ни дна дороже ему, чем в подарок читалка-гаджет.

Не то что понять, а прочувствовать всем нутром сумеет лишь тот, кто на близких смотрел сквозь пламя:
сложившийся дом, переход и вагон метро, «Норд-Ост» или смертные списки детей Беслана.
В секунды при взрыве спрессовываются года. Статистику детской смертности пишут кровью.
А наши родители были детьми, когда расстреливали Осетию с Приднестровьем.

Приметы жирующей в наших краях беды: сгоревший детсад, над которым снаряды выли,
ворота-страницы, зачитанные до дыр от снайперских пуль, с нацарапанным «Здесь живые».
Детдом, если взрослые падали за спиной. В площадке у дома воронки — опять тяжёлым.
Когда-нибудь он настанет, наш выпускной, хотя из убитых уже наберётся школа.

Читайте про тех, у которых ни глаз, ни губ. (Тела, а точнее, останки увидеть жутко —
рассыпаны чёрными буквами на снегу, когда попадают в троллейбус или маршрутку.)
Про маму, которая прячет нас за диван (как будто металл не пронижет его обивку).
Про сны под обстрелом в чугунных утробах ванн. Про то, что к дыханию смерти нельзя привыкнуть.

Читайте в бинокли, по лицам и по губам: мы учимся. И не прощаем. И не забудем.
И вы, кто посеял здесь «Град» или «Ураган», однажды поймёте, какую пожнёте бурю.

-2