Как древнегреческий миф - осязаемая и неуловимая - лежит под теплым кипрским солнцем древний город Фамагуста.
Основанная в III в до н.э. Фамагуста была заложена еще до образования самого кипрского королевства, сменив в управлении эллинистический Египет на орден Тамплиеров и Иерусалимское королевство.
До самого XIII века маленькая рыбацкая деревушка могла похвастаться только глубиной бухты и нескончаемым уловом рыбы, пока не перешла под влияние итальянцев, сделавшись в короткие сроки зажиточным портом с оживленной торговлей.
В XVI веке, укрепленная венецианцами и разросшаяся под их влиянием, Фамагуста удерживала многомесячную ожесточенную блокаду турок. Войска Селима II жестоко (можно было бы сказать - троянски, но коня не было, а только вероломство) обманули итальянских переговорщиков и жестоко расправились с ними.
Европейцы, турки, британцы и, к 1960 году, настала эпоха независимого Кипра. Благостная пора роста и развития продолжалась всего 14 лет.
До очередного турецкого вторжения.
В конце 60х Фамагуста стала одним из известнейших мировых центров туризма. Квартал Вароша с новыми высочайшего класса отелями стал центром притяжения голливудских знаменитостей.
Город населяли греки-киприоты (68%), представители других этнических групп (10%) и турки (22%). Эти 22% составили 100% сразу после вторжения.
Турецкие военные перекрыли Варошу, бомбардировками и танками изгнали из города всех греков и туристов, которые не погибли в захвате.
И время замерло.
Точнее, оно буйствовало, конечно. Пока турецкая армия, а затем и оставшиеся турки из местного населения грабили отели, уносили мебель, телевизоры и остатки теплой жизни до оккупации. Пока граждане двадцати стран мира, которым принадлежали отельные комплексы города, еще пытались вернуть свою собственность.
А после стало замедляться. Стал трескаться асфальт от жары, сохнуть пальмы и перегорать лампочки в фонарях. Стали крошиться камни мостовых и стены отелей. Стали даже киприоты замалчивать и избегать в разговорах далеких, стирающихся воспоминаний о волнениях 70х годов прошлого столетия.
И стала Фамагуста городом-призраком.
Сегодня Кипр предлагает передать Варошу под управление ООН, вернуть в порт торговлю и позволить заселить эти места не только турецкой диаспоре, но и грекам, исторически жившим в этих местах. Понимания и согласия эти идеи у Турции и турецкого населения Кипра не встречают. Турция считает территорию своей, организует небольшой, но устойчивый поток туристов со Средиземного моря.
А пока американский журналист Алан Вайсман приводит Фамагусту в качестве примера неудержимости сил природы в книге "Мир без нас" и жар продолжает ломать раскаленный асфальт заброшенного города.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!
Читать Заброшенный аэропорт на Кипре. Турецкое вторжение