Пришло время снова поговорить о них. О тенях.
Начнём с инструментов.
Для рисования теней в идеале использовать остро заточенный мягкий простой карандаш. Мягкий, значит с маркировкой «М», «2М», если это российский производитель, или «2В»,«3В», если производитель европейский . Но иногда я использую и чёрный.
Сначала тень наносится карандашом (прямыми линиями вдоль границы затеняемого объекта, мелкой штриховкой или спиралью вдоль границы), а затем растушёвывается. Если наносить тени короткими штрихами или крошечной спиралькой, после растушёвывания они будут мягче.
Растягивают (растушёвывают) тень специальной бумажной растушёвкой. Она продаётся в магазинах и представляет собой палочку, скрученную плотно из большого количества слоёв бумаги и заточенную с одной или двух сторон. За неимением оной, карандашную линию можно растушевать при помощи кусочка бумаги, ваты, ватной палочки или скрученной самодельной растушёвки. Не стоит растягивать тень пальцем. Выйдет неаккуратно, к тому же, велик риск испортить рисунок, запачкав отпечатками. Кстати, растушёвку можно и нужно периодически затачивать.
В одном из предыдущих уроков уже было немного про тени на примере тангла Florz:
На рисунке в верхнем левом углу тень в верхнем левом уголке каждой клетки. На рисунке, где добавлены дополнительные фигуры в каждую из клеток, тень расположилась в левом верхнем углу каждой дополнительной фигуры. На рисунке в левом нижнем углу линии тени дублируют линии сетки и ромбики, отступив немного от нарисованных линером. На последнем — тень вдоль двух смежных сторон каждой клетки и в углу.
Мы видим, что тени могут быть на элементах, либо от элементов.
Покажу на тангле Flux:
Можно добавить тень вокруг каждого лепестка (или с одной стороны каждого лепестка):
А что если добавить тени с одной или по обе стороны от каждой из прожилок?
А может затеним узкую часть каждого лепестка?
Добавлю, что процесс нанесения теней (и бликов, кстати, тоже) отличается от затенения в классическом рисовании. Мы не пытаемся мысленно определить расположение источников света, а просто затемняем элементы, которые хотим углубить, которым хотим подчеркнуть изгибы, которые хотим сделать объёмнее или просто серыми, а не белыми.
Впрочем, вернёмся к танглу Florz.
Танглом можно заполнить произвольную область, а можно превратить его в ленточный тангл.
Соответственно и затенить можно целую область или трубу (ленту):
А ещё тень может быть отдельным элементом:
Нет, это ещё не всё. Можно затенить не только пространство вокруг области, но и саму область, придавая ей объём, форму, цвет или глубину:
В большинстве случаев мы не пытаемся представить источники света, а просто выделяем, как захочется. Но иногда можно ориентироваться и на классику.
Напомню основы из школьного курса:
Их можно использовать, решая, с какой стороны от элемента нарисовать тень.
Например, возьмём камни:
Здесь на каждом камешке карандашом нарисован блик (да, не по канону, а как бы в инверсии), а в противоположном углу — тень от камня. Кроме того, затенены области между камнями
А вот горошина:
Здесь уже ближе к академическому: блик с одной стороны, тень от предмета — с противоположной.
Но мы можем использовать знания о том, как падают тени в зависимости от расположения источника света, а можем и не использовать:
А ещё на элементы могут падать тени от других элементов, тогда:
И примеры из ранее нарисованного: