В те времена, когда поток модных вещей еще не хлынул через границы, иметь своего портного считалось чрезвычайно престижным. К хорошим портным, работа которых стоила немалых денег, записывались в очередь, к ним попадали по рекомендациям, через знакомых. Таких были единицы, ну, сотни. Как же ухитрялись хорошо выглядеть остальные? Иногда до неузнаваемости обновляя старую одежду. В этом помогали ателье, но в основном, собственные умения - шить, вязать, чинить и превращать потрепанную вещь в новую и супермодную. Обо всем этом - в воспоминаниях двух Елен, Горской и Мельниковой.
Портниха, к которой не пробиться
Елена Горская
Поход в гости, который впечатлил меня навсегда. В 1950 - 1960-х годах в Москве была прославленная портниха Юлия Филипповна. Пробиться к ней было практически невозможно. Через своих друзей, артистов Большого театра, моей маме удалось попасть в очередь к этой удивительной мастерице. На единственную примерку мама взяла меня с собой. Юлии Филипповне следовало просто принести материю. Дальше она набрасывала эту материю на заказчицу и прямо на ней начинала резать ножницами. Кроила. При этом ей нельзя было высказывать никаких пожеланий. Иначе она тут же сворачивать материал, отдавала заказчице и говорила, что со своими идеями идите в ателье.
Когда она на маме кроила платье и костюм, у меня отвисла челюсть. Было страшно. Но готовые вещи поражали своей элегантностью и безукоризненным исполнением.
Жили небогато, перешивали и перелицовывали
Елена Мельникова
Жили, в основном, небогато. Недаром существовали такие понятия как "справить сапоги", "справить пальто". Одежду носили годами, за ней ухаживали. Меняли подкладку, перелицовывали (оборотив изнанку на лицевую сторону), подгоняли по фигуре. Если не могли сделать сами, относили в ателье. Мне перешивали и перелицовывали мамины пальто, а маме на любимом пальто так поменяли петли и обшлага рукавов, что оно выглядело совершенно новым.
Петли на чулках поднимали специальной машинкой. Мама моей подружки Ленки носила целый мешочек с колготками-чулками в мастерскую, и там их приводили в порядок.
Моя свекровь, Маргарита Васильевна, каждую весну собирала зимнюю одежду, пиджаки, брюки, теплые юбки и относила в химчистку, а потом в ателье по ремонту. Кстати, там и переделывали иногда по новой моде. Обметывали петли, подкладки меняли, маленькие дырочки заштуковывали, воротники пришивали заново к пальто и оборачивали отдельно пергамином или калькой.
Всю одежду в жаркий день выносили на солнце, проветрить после химчистки, потом закручивали в старые чистые простыни (их нельзя было крахмалить, чтобы моль не завелась) и вешали в самую глубину шкафа. Летнюю одежду из дорогого шёлка тоже перешивали и ремонтировали, могли добавить лоскутов, выкроить новые детали. Выкройки платьев были сложные: множество вытачек, подкройных деталей. Это не только обеспечивало безукоризненную посадку по фигуре, но и помогало просто починить одежду.
Еще история про портного: «Когда появилась мода на клёш, он вставил мне клинья в штаны и убедил не украшать их цепочкой от сливного бачка».
Другие истории Елены Горской и Елены Мельниковой.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru