Если в прошлом разборе мы рассмотрели перечень в целом довольно грамотных советов, пусть и с некоторыми оговорками, то теперь давайте посмотрим на обратный случай. Из перечисленных рекомендаций только одна более или менее нормальная. По остальным можно сказать, что они либо вредные, либо по ним есть существенные замечания.
*********
Представляю несколько простых советов, которые сделают вашу подготовку к ЕГЭ ещё более продуктивной. Рекомендации также подойдут для тех, кто сдает ОГЭ, хочет эффективно учиться в школе или университете.
1.. В сутках есть достаточно времени, когда ваш мозг отдыхает: дорога в школу и обратно, приготовление обеда, поход в магазин и т.д. Это время можно провести с пользой для будущей успешной сдачи экзамена. В дороге можно слушать аудиозаписи лекций, готовя обед — повторять в уме то, что уже выучили, и отмечать вопросы, требующие повторения.
[На самом деле мозг в современном мире, наоборот, перенасыщен информацией и различного рода раздражителями. В сутках недостаточно времени, когда ваш мозг реально отдыхает. Можно, конечно, пробовать решать уравнения, когда вы моете посуду, но скорее всего для учёбы не будет пользы. Да и посуда будет вымыта плохо. Плюс ко всему привычка учится параллельно какой-либо деятельности может перерасти в лояльное отношение к любой многозадачности и к поверхностному подходу к работе. В частности, это может привести к такой глупости как прослушивание музыки или даже просмотр сериала во время учёбы.]
Для лучшего запоминания дат и терминов, можно сделать карточки и всегда брать их с собой.
[Про карточки для повторения вообще ходит очень много мифов. Многим они кажутся чуть ли не панацеей. Хотя это всего лишь инструмент, с которым нужно ещё научиться работать. Формат исходной статьи, видимо, не предполагал подробного пояснения, поэтому авторы про это не рассказали, просто посоветовав брать их с собой. Если карточки лежат мёртвым грузом или если вы их на бегу просто пересматриваете, то это бесполезно для учёбы. Даже немного вредно, т.к. у вас создается иллюзия, что вы чему-то учитесь.]
Иногда свободное время можно найти и на уроках (учитель опаздывает, разбирают ошибки контрольной, а у вас всё сделано без ошибок). Нет ничего зазорного в том, чтобы сесть за последнюю парту и заниматься подготовкой к ЕГЭ к нужным вам предметам.
[Тут тонкий момент. Если удалось как-то договориться с учителем о такой подготовке на задней парте, то можно спокойно делать свои задания. Но всегда нужно помнить, что урок — это больше территория учителя. И если он против, то лучше выстраивать свою работу иначе.]
2. Рабочее место, где вы готовитесь к экзамену, должно располагать только к учёбе! Поблизости не должно быть доступа ни к телефону, ни к соцсетям. Если вам уж совсем тяжело совладать с соблазном время от времени пролистывать ленту новостей, оставляйте мобильник дома и отправляйтесь в библиотеку в читальный зал. Вы удивитесь, как много можно успеть выучить даже за полчаса без гаджетов. [Это правильное замечание. Гаджеты — одни из главных врагов вашей учёбы.]
3. Составьте расписание занятий и чётко следуйте ему. Никаких «сегодня начну попозже» или «сегодня пропущу занятие». Чем больше вы будете расслабляться сегодня, тем сложнее вам будет завтра.
[Чтобы составить нормальный график, по которому можно будет чётко следовать, нужно хорошо разбираться в изучаемом материале. Но парадокс в том, что вы этот материал пока не знаете и лишь намереваетесь его изучить. Максимум, что вы можете сделать, — это приблизительно составить список тем для изучения и примерные сроки. А во время работы сдвигать их в разные стороны. График и вообще планирование при самостоятельной учёбе таит в себе много подводных камней. Как-нибудь про это поговорим]
Лучше ежедневно, но понемногу, чем за пару дней, но не отрываясь от книг.
[Тут видимо имеется в виду привычка учить всё в последний момент. Да, она вредная. Но «ежедневно понемногу» тоже не работает. Слишком разное у учеников это «немного»]
4. Для самодисциплины можно найти напарника для занятий. [вдумайтесь: для САМОдисциплины искать напарника] Зная, что вас ждут в определённое время в определённом месте, вы не станете откладывать подготовку на потом. [какое-то совсем наивное утверждение] Главное, чтобы занятия не превратились в обсуждение последних школьных новостей вместо работы над вопросами ЕГЭ.
Ваш напарник по подготовке должен быть нацелен на результат. Тогда он и вас смотивирует на серьёзную подготовку. Одноклассник, через каждые пять минут предлагающий вам заглянуть в телефон, вряд ли подходит для совместной подготовки к ЕГЭ. [Действительно парная система подготовки к экзаменам может быть довольно мощным инструментом для учёбы. Но в ней так много нюансов, что чаще всего такой подход проваливается. Например, он будет работать, только когда у вас уже есть достаточная внутренняя мотивация для самостоятельной учёбы. А в этом совете виден лишь паразитический настрой по отношению к другому человеку. Якобы он вам всегда что-то должен: должен быть на что-то нацелен, должен вас как-то смотивировать. Такая позиция означает практическую невозможность нормальной учёбы, тем более парной]
5. Сообщите родителям о том, что ваши результаты ЕГЭ наверняка будут высокими. Или скажите одноклассникам, что сдадите экзамен лучше всех. Скорее всего, подобные заявления заставят вас усердно готовиться. Ведь вы не захотите провалить экзамен и стать поводом для разочарования окружающих.
[Грубейшая ошибка при подготовке. Никогда так не делайте. Даже по-другому: НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ! Этого нельзя говорить близким людям. Тем более вываливать такое публично. Подобные слова даже себе втихую не стоит говорить. А лучше вообще избегать подобных мыслей. Для учёбы нужен воздух, а вы зачем-то пытаетесь навалить на себя побольше психологических кирпичей. Когда залихватская эйфория пройдёт, а часто это бывает через 5-10 минут после совершения этой глупости, вы будете до самого экзамена ещё в мыслях накручивать себя из-за данных пустых обещаний. И вообще, как вы можете думать, что сдадите лучше всех? Что за хвастовство? Как можно говорить о том, что вне вашего круга влияния? По тому, как работает этот механизм, и почему я столь категоричен, точно будет отдельная статья. Пока же просто запомните, что если хотите нормально готовиться, то так делать нельзя.]
6. Любой вопрос запоминается лучше, если его кому-то устно пересказать. Используйте в этих целях членов своей семьи. Проговорив материал вслух, и, возможно, получив дополнительные вопросы, вы закрепите тему в памяти и как минимум до ЕГЭ она точно сохранится.
[Ещё одна паразитическая установка по отношению к близким людям. Они что, молчаливые ёршики для унитаза, чтобы их использовать в ваших целях? То, что они должны вас слушать и слушаться, в тексте подразумевается по умолчанию. Представьте, что уставшие родители приходят после работы, а сын начинает их грузить реформами Петра или теоремой косинусов. И не просто вещает в режиме радио, а требует, чтобы вникали в его рассказ и задавали дополнительные вопросы. А замотанные родители вынуждены изображать интерес, т.к. иначе дитятко обидится и потеряет тягу к учёбе.
Сама связь мышления и речи известна довольно давно. И проговорить вслух какие-то вопросы, не мешая при этом другим, действительно полезно. Однако, если вы хотите, чтобы родители вам в чём-то помогли, вам нужно дать им что-то в замен, причём то, что не входит в ваши стандартные обязанности. Даже если вы хотите попросить свою маленькую сестру вам помочь и выслушать ваш монолог, вы все равно должны ей что-то предложить. Например, поиграть с ней потом в её любимую игру или сходить с ней в зоопарк. Тогда она может и согласится вас выслушать. А грузить других людей своими проблемами, считая, что вы центр мира и вам обязаны, — табу.]