Найти тему
ИстПросвет

Как зародилось неравенство на святой Руси

Дружина - высшие аристократы древней  Руси или бесправные слуги князя? Фото взято с сайта Яндекс картинки
Дружина - высшие аристократы древней Руси или бесправные слуги князя? Фото взято с сайта Яндекс картинки

Здравствуйте!

Сегодня мы поговорим о том, как выстраивались отношения киевских князей с дружиной и простым народом, и как это привело к появлению неравенства на Руси.

Принято думать, что потомки Рюрика, правившие с 882 г. в Киеве, были чуть ли не закадычными друзьями своих дружинников или, по крайней мере, поддерживали с каждым из членов команды полудружеские отношения. Поскольку во время войны от верности и преданности дружины зависела жизнь великого князя, такое предположение кажется наиболее здравым и разумным.

Однако на деле все выглядело гораздо сложней и неоднозначней. Князья и в самом деле проводили много времени с дружиной. Но доступ к телу правителя был ограничен. Рядом с князем мог находиться только самый узкий круг доверенных лиц, то есть не вся дружина, а ее привилегированная верхушка или элита.

Как писал арабский дипломат и путешественник Ибн-Фадлан, во дворце «русского царя» неотступно находилось 400 его «храбрых сподвижников». Это и были те самые доверенные лица, допущенные созерцать гегемона. Их главная задача состояла в том, чтобы охранять его от разных невзгод.

Можно подумать, что князь и эти 400 славных «мужей» обычно сидели в хоромах за общим столом, пили хмельной мед, закусывали пирогами и строили планы великих завоеваний. Но Ибн-Фадлан рассказывает совсем другую историю.

Дружинники, пишет арабский источник, не могут общаться с князем, так как сидят под его престолом. Престол же этот «велик и украшен драгоценными камнями». Размеры и высота его таковы, что вместе с князем на нем помещается эскорт из 40 юных дев, предназначенных для интимной услады, а если князь вздумает прогуляться верхом, то ему подводят к престолу коня и он садится в седло прямо с высоты своего «пьедестала». Даже естественные нужды, если верить Фадлану, киевский князь справлял в таз, не спускаясь на землю.

Нетрудно заметить в этом рассказе картину огромного отрыва и специально подчеркнутой социальной дистанции между князем и его придворным кругом. Даже бояре и старшие дружинники удалены от своего вождя особо сконструированным престолом, напоминающим облако Яхве, с которого иудейский бог управлял избранным народом. В общем, князь мог общаться с подчиненными по своему желанию, а они с ним – нет.

Изображения взято с сайта Яндекс картинки
Изображения взято с сайта Яндекс картинки

Рядовые дружинники не смели даже приблизиться к первому лицу государства. Что же касается горожан или смердов-крестьян, то эту мелкоту великий киевский князь, скорее всего, рассматривал как человеческую массу, обязанную трудиться во благо правящей династии. Ну, а для них он был как египетский фараон для мелиораторов Нила. Населению внушалось, что род киевских Рюриковичей – реинкарнация бога на земле.

Ибн-Фадлан жил в X в. и в 921-922 гг. ездил с багдадским посольством к волжским булгарам. Там он лично встречался с купцами из «племени» русов. Они-то, видимо, и рассказали ему о правилах этикета при киевском дворе.

Привычки имеют свойство превращаться в традиции, а традиции - управлять жизнью поколений.

Не случайно, бояре какого-нибудь XVI или XVII вв. обязаны были низко кланяться царю и называть себя его «рабами». Вроде бы мелочь, но очень показательная. Сначала дистанция в виде престола с сорока девами и тазом, а позже унизительная словесная формулировка, не допускающая даже намека на равенство.

Привычка презирать подчиненных передавалась по цепочке сверху вниз и особенно больно била по социальным низам. В этом отношении простому смертному на Руси приходилось не сладко. Иностранцы, посещавшие страну уже при Иване IV, все равно удивлялись, насколько унижен и «боится» своих господ русский простолюдин. Один англичанин с сочувствием писал о традициях конца XVI в.: если русский мужик встречался с царем, дворянином, чиновником или военным «на большой дороге, то должен был отвернуться, как бы не смея смотреть ему в лицо, и пасть ниц, ударяя головой о земь, так точно, как он преклоняется перед изображениями своих святых».

Если требуется вывод, то он должен звучать примерно так. Привычка господствовать над всеми слоями общества (от боярской аристократии до горожан и крестьян) возникла в Киеве при первых Рюриковичах. Со временем она распространилась на всей территории Киевской Руси, а позже укоренилась в Московском царстве. Между сословиями выросли и закрепились непреодолимые барьеры, затруднявшие объединение русского народа в единый организм, где все уважают друг друга, и нет места неравенству.

Читать все выпуски канала ИстПросвет