И всё же Ксавье Долан феномен. Сегодня мне хочется рассказать о том, почему его третья полнометражная картина впечатлила меня больше остальных. Предчувствую комментарии: "А как же «Мамочка»?". Отвечу сразу: «Мамочка», как и остальные фильмы Долана, тоже прекрасна, но Лоранс оставил во мне значительно больше чувств и эмоций.
И так, в 23 года Ксавье впервые рассказывает историю, в которой вместо его ровесников красуется старшее поколение. И вместо привычной автобиографии за основу взята просто биография — и да, это всё правда случилось однажды в Канаде.
Кто такой Лоранс? Преподаватель литературы и одарённый поэт. Живёт с девушкой Фредерик, с ярко-рыжими волосами и выбритыми висками. Жизнь их — сплошная романтика: вместе катаются на машине, сочиняют стихи и совсем не задумываются о будущем, живя прекрасным настоящим.
Но всё меняется, когда в день своего 35-летия Лоранс объявляет, что хочет стать женщиной. Шокированная Фредерик по-началу принимает его желание, сама ещё не осознавая, через какие сложности ей предстоит пройти. Не меньше сложностей ожидает и Лоранса: с работы его постепенно сливают, а собственная мать с комом в горле отталкивает от себя — поддержки ему не видать.
Не зная, что из себя представляет Ксавье Долан и прочитав до этой строчки, нетрудно будет вообразить остросоциальный фильм о проблемах транссексуалов — и проблема, действительно, важна, но режиссёр вовсе не преследует цели донести до нас о правильных представлениях к меньшинствам.
Оставшийся в этот раз за кадром Долан задаёт совершенно иные для себя вопросы: возможна ли искренняя любовь к кому-либо кроме себя самого? Любят за что-то или вопреки? Какова цена за отказ от жизни, которая тебе не принадлежит? И вообще, что есть любовь?
И тут совсем неважно, какие ответы выйдут из уст режиссёра. Та искренность, с которой Долан показывает историю, традиционно не может не подкупить. Именно в такие моменты понимаешь, что некоторые фильмы куда шире рамок «гей-кино», ведь акцент здесь не столько на нетрадиционную форму любви, сколько про саму любовь.