Французское авиастроительное предприятие Potez было крупным игроком в авиационной индустрии в ХХ веке. Основанная в 1919 году, пережившая национализацию в 1936-м, мировую войну, фирма просуществовала 50 лет. Последней попыткой Потэ вернуть себе достойное место на послевоенном авиационном рынке был самолет Potez 840 - расскажем об этой машине.
Проработка новой машины началась в конце пятидесятых. По маркетинговым расчетам, для европейского и американского рынка требовался самолет вместимостью 25-30 мест, причем турбовинтовой, а кроме того-более дешевый, чем уже летающие Fokker 27 и Vickers Viscount.
В качестве силовой установки был выбран ТВД Turbomeca Astazou 2 мощностью 550 л.с.
Самолет сделали четырехмоторным. Причины были следующие: более высокая надежность, да и пассажиры по этой причине предпочитали четырехмоторные лайнеры. Сверх того, ТВД "Астазу"были не очень дорогими. Самолет оснастили передовой для тех лет автоматикой управления винтом изменяемого шага, что позволило осуществлять управление мощностью и оборотами посредством одного рычага.
Первый Potez 840 совершил полет 29 апреля 1961 года. Самолет предполагалось строить как во Франции, так и в Ирландии, где уже строился завод: в финансировании программы приняла участие и Великобритания, то есть проект был международным.
В расчете на американский рынок была выпущена версия Potez 840.02 под канадские ТВД Pratt & Whitney PT6. Перспективным заказчиком была авиакомпания Turbo Flight Inc. Предлагалось неколько версий самолета вместимостью от 8 до 24 человек, причем последняя с интересной компоновкой-кресла стояли вдоль бортов, с расположением лицом к лицу. Крейсерская скорость самолета была пределах 400 километров в час, дальность-до трех тысяч. Была запущена крупная рекламная компания по продвижению самолета в Европе и США.
Программа, однако, пошла с большим трудом. Всего, до 1966 года, было выпущено шесть бортов в нескольких модификациях (840, 41, 42). Заказчик Turbo Flight Inc, однако, вскоре отказался от машины в силу финансовых трудностей. По-видимому, и установка четырех моторов (обслуживание которых стоило куда больше, чем двух), хотя и привлекательная для пассажиров, вела к снижению интереса покупателей к самолету. Интерес к самолету был невысокий. Два из них купила авиакомпания в Германии, еще два попало в США, один-в Марокко.
В силу всех этих причин продажи провалились, а программа была закрыта. Фирма Potez, потратившая крупные средства на проект, разорилась, а ее активы были скуплены Sud Aviation.
Был и еще один подобный четырехмоторный самолет местных авиалиний, De Havillan Heron: приглашаю прочесть статью о нем.
По теме: Dornier 328 - немецкий регионал
По теме: Ирландский сарай: Shorts 330
По теме: лайнер-внедорожник
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Немецкий индиец местных авиалиний
Fokker F-27: с него копировали Ан-24?
Над крылом: история необычного самолета
Горбатый кукурузник из Австралии
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:
Магадан - Москва: телепортация с красной икрой
Над водопадом Виктория в Зимбабве
Эфиопские авиалинии: личный опыт
Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!
Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот
...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье
....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Еще раз спасибо за просмотр!