Найти в Дзене

Последний лайнер Potez, или изящный француз

Французское авиастроительное предприятие Potez было крупным игроком в авиационной индустрии в ХХ веке. Основанная в 1919 году, пережившая национализацию в 1936-м, мировую войну, фирма просуществовала 50 лет. Последней попыткой Потэ вернуть себе достойное место на послевоенном авиационном рынке был самолет Potez 840 - расскажем об этой машине. Проработка новой машины началась в конце пятидесятых. По маркетинговым расчетам, для европейского и американского рынка требовался самолет вместимостью 25-30 мест, причем турбовинтовой, а кроме того-более дешевый, чем уже летающие Fokker 27 и Vickers Viscount. В качестве силовой установки был выбран ТВД Turbomeca Astazou 2 мощностью 550 л.с. Самолет сделали четырехмоторным. Причины были следующие: более высокая надежность, да и пассажиры по этой причине предпочитали четырехмоторные лайнеры. Сверх того, ТВД "Астазу"были не очень дорогими. Самолет оснастили передовой для тех лет автоматикой управления винтом изменяемого шага, что позволило осущ
Potez 840
Potez 840

Французское авиастроительное предприятие Potez было крупным игроком в авиационной индустрии в ХХ веке. Основанная в 1919 году, пережившая национализацию в 1936-м, мировую войну, фирма просуществовала 50 лет. Последней попыткой Потэ вернуть себе достойное место на послевоенном авиационном рынке был самолет Potez 840 - расскажем об этой машине.

Проработка новой машины началась в конце пятидесятых. По маркетинговым расчетам, для европейского и американского рынка требовался самолет вместимостью 25-30 мест, причем турбовинтовой, а кроме того-более дешевый, чем уже летающие Fokker 27 и Vickers Viscount.

В качестве силовой установки был выбран ТВД Turbomeca Astazou 2 мощностью 550 л.с.

Turbomeca Astazou
Turbomeca Astazou

Самолет сделали четырехмоторным. Причины были следующие: более высокая надежность, да и пассажиры по этой причине предпочитали четырехмоторные лайнеры. Сверх того, ТВД "Астазу"были не очень дорогими. Самолет оснастили передовой для тех лет автоматикой управления винтом изменяемого шага, что позволило осуществлять управление мощностью и оборотами посредством одного рычага.

Первый Potez 840 совершил полет 29 апреля 1961 года.  Самолет предполагалось строить как во Франции, так и в Ирландии, где уже строился завод: в финансировании программы приняла участие и Великобритания, то есть проект был международным.

Potez 840
Potez 840

В расчете на американский рынок была выпущена версия Potez 840.02 под канадские ТВД Pratt & Whitney PT6. Перспективным заказчиком была авиакомпания Turbo Flight Inc. Предлагалось неколько версий самолета вместимостью от 8 до 24 человек, причем последняя с интересной компоновкой-кресла стояли вдоль бортов, с расположением лицом к лицу. Крейсерская скорость самолета была пределах 400 километров в час, дальность-до трех тысяч. Была запущена крупная рекламная компания по продвижению самолета в Европе и США.

Potez 840
Potez 840

Программа, однако, пошла с большим трудом. Всего, до 1966 года, было выпущено шесть бортов в нескольких модификациях (840, 41, 42). Заказчик Turbo Flight Inc, однако, вскоре отказался от машины в силу финансовых трудностей. По-видимому, и установка четырех моторов (обслуживание которых стоило куда больше, чем двух), хотя и привлекательная для пассажиров, вела к снижению интереса покупателей к самолету. Интерес к самолету был невысокий. Два из них купила авиакомпания в Германии, еще два попало в США, один-в Марокко.

Potez 840
Potez 840

В силу всех этих причин продажи провалились, а программа была закрыта. Фирма Potez, потратившая крупные средства на проект, разорилась, а ее активы были скуплены Sud Aviation.

Potez 840
Potez 840

Был и еще один подобный четырехмоторный самолет местных авиалиний, De Havillan Heron: приглашаю прочесть статью о нем.

По теме: Dornier 328 - немецкий регионал

По теме: Ирландский сарай: Shorts 330

По теме: лайнер-внедорожник

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Немецкий индиец местных авиалиний

Trislander - мотор на хвосте

Fokker F-27: с него копировали Ан-24?

Авиалайнер для города

Над крылом: история необычного самолета

Горбатый кукурузник из Австралии

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Синхроптер: танец с саблями

Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:

Магадан - Москва: телепортация с красной икрой

Над водопадом Виктория в Зимбабве

Эфиопские авиалинии: личный опыт

Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!

Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот

О гидросамолётах на Шри-Ланке

...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье

....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Еще раз спасибо за просмотр!