Найти тему

Последний лайнер Potez, или изящный француз

Potez 840
Potez 840

Французское авиастроительное предприятие Potez было крупным игроком в авиационной индустрии в ХХ веке. Основанная в 1919 году, пережившая национализацию в 1936-м, мировую войну, фирма просуществовала 50 лет. Последней попыткой Потэ вернуть себе достойное место на послевоенном авиационном рынке был самолет Potez 840 - расскажем об этой машине.

Проработка новой машины началась в конце пятидесятых. По маркетинговым расчетам, для европейского и американского рынка требовался самолет вместимостью 25-30 мест, причем турбовинтовой, а кроме того-более дешевый, чем уже летающие Fokker 27 и Vickers Viscount.

В качестве силовой установки был выбран ТВД Turbomeca Astazou 2 мощностью 550 л.с.

Turbomeca Astazou
Turbomeca Astazou

Самолет сделали четырехмоторным. Причины были следующие: более высокая надежность, да и пассажиры по этой причине предпочитали четырехмоторные лайнеры. Сверх того, ТВД "Астазу"были не очень дорогими. Самолет оснастили передовой для тех лет автоматикой управления винтом изменяемого шага, что позволило осуществлять управление мощностью и оборотами посредством одного рычага.

Первый Potez 840 совершил полет 29 апреля 1961 года.  Самолет предполагалось строить как во Франции, так и в Ирландии, где уже строился завод: в финансировании программы приняла участие и Великобритания, то есть проект был международным.

Potez 840
Potez 840

В расчете на американский рынок была выпущена версия Potez 840.02 под канадские ТВД Pratt & Whitney PT6. Перспективным заказчиком была авиакомпания Turbo Flight Inc. Предлагалось неколько версий самолета вместимостью от 8 до 24 человек, причем последняя с интересной компоновкой-кресла стояли вдоль бортов, с расположением лицом к лицу. Крейсерская скорость самолета была пределах 400 километров в час, дальность-до трех тысяч. Была запущена крупная рекламная компания по продвижению самолета в Европе и США.

Potez 840
Potez 840

Программа, однако, пошла с большим трудом. Всего, до 1966 года, было выпущено шесть бортов в нескольких модификациях (840, 41, 42). Заказчик Turbo Flight Inc, однако, вскоре отказался от машины в силу финансовых трудностей. По-видимому, и установка четырех моторов (обслуживание которых стоило куда больше, чем двух), хотя и привлекательная для пассажиров, вела к снижению интереса покупателей к самолету. Интерес к самолету был невысокий. Два из них купила авиакомпания в Германии, еще два попало в США, один-в Марокко.

Potez 840
Potez 840

В силу всех этих причин продажи провалились, а программа была закрыта. Фирма Potez, потратившая крупные средства на проект, разорилась, а ее активы были скуплены Sud Aviation.

Potez 840
Potez 840

Был и еще один подобный четырехмоторный самолет местных авиалиний, De Havillan Heron: приглашаю прочесть статью о нем.

По теме: Dornier 328 - немецкий регионал

По теме: Ирландский сарай: Shorts 330

По теме: лайнер-внедорожник

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Немецкий индиец местных авиалиний

Trislander - мотор на хвосте

Fokker F-27: с него копировали Ан-24?

Авиалайнер для города

Над крылом: история необычного самолета

Горбатый кукурузник из Австралии

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Синхроптер: танец с саблями

Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:

Магадан - Москва: телепортация с красной икрой

Над водопадом Виктория в Зимбабве

Эфиопские авиалинии: личный опыт

Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!

Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот

О гидросамолётах на Шри-Ланке

...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье

....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Еще раз спасибо за просмотр!