Ни в одном вузе переход на дистанционное обучение студентов не проходит легко. Да, мы готовились, но не ожидали такого резкого рывка. Никто не ожидал, даже сами студенты. Для качественного преподавания в таком формате нужны не только технологии, но и обучение преподавателей и студентов, а еще работа с их мотивацией. Кстати, если говорить о конкретных инструментах – ловите полезную подборку.
Итак, что нужно преподавателю для комфортного преподавания из дома?
1. Ноутбук. Да, у многих людей нет ни стационарных компьютеров, ни ноутбуков. А планшеты и телефоны не подходят
2. Хороший интернет с высокой скоростью
3. Удобная мышь. Вот очень важно. А еще удобное кресло (Кто ж знал? Прощай дизайн интерьера)
4. Веб-камера и микрофон – must
5. В идеале – разные гаджеты. Не знаю, как так получается, но если все время работать за одним и тем же компьютером, то он надоедает, становится рутиной. Поэтому иногда стоит брать в руки планшет и готовить, например, структуру курса или презентацию. Плюс планшет – устройство сенсорное, как никак смена формата работы)
6. Рабочая одежда и косметика. Преподавать в пижаме не выйдет – расхолаживает, да и отношение студентов рискует стать несерьезным, а общение может превратиться в дружескую беседу.
7. Отдельная комната. Ну это в идеале
Что-то многовато получилось. Но это все важно. Другой вопрос – кто должен обеспечивать сотрудников таким набором благ?))
Мои открытия за время дистанционного преподавания
1. Студенты полны энтузиазма. По крайней мере, пока. Им все нравится и даже кажется, что их мечты сбываются: сидишь у холодильника, а пара идет. Посещаемость занятий выросла, активность тоже.
2. Важно совмещать разные активности в одном занятии. Мне очень понравилось совмещать видеосвязь (камера и микрофон) команды студентов, которые выступают с презентацией проекта, и чат для всех остальных студентов – туда сыпятся вопросы и комментарии, а спикеры отвечают. Весело и интерактивно. Еще и благодарят друг друга за вопросы и ответы, чего на обычных парах почти никогда не бывает. Кстати, вопросы были по существу и очень интересные.
3. Сложно держать аудиторию в формате видеоконференции больше часа. Если на паре можно надавить своим авторитетом плюс студенты физически заперты в одном пространстве, то здесь они просто выходят из трансляции и все. А в худшем случае – остаются для галочки, а сами занимаются своими делами. Поэтому я бы делала перерывы в вещании либо переходила на короткие форматы, возможно записанные лекции плюс короткие вебинары или индивидуальные консультации.
4. Нужно быть морально готовым к техническим проблемам: пропал интернет, студенты не умеют демонстрировать презентации и учатся по ходу пьесы (что нормально), кто-то случайно отключился и потом снова подключился. Закладывайте время на их решение. И не вините себя за ошибки - в первое время их у всех много.
5. Важно обговаривать очень много мелочей, которые в офлайне не имели большого значения. Например, просить составить список выступающих с четким таймингом и фамилиями, принуждать студентов указывать свои настоящие имена (иначе без 100 грамм не разберешься), заставлять выключать звук уведомлений и искать на своем ноуте, как же его выключить самой?))
6. Сложно следить за временем, когда общаетесь по видео. Время почему-то пролетает незаметно. Поймала себя на мысли, что мне нужны настольные часы.
7. Первыми страдают глаза. Поэтому по возможности приобретайте компьютер с экраном высокого качества и разрешения и делайте перерывы на прогулку, смотрите в даль.
В общем, классическое и онлайн-образование – это как театр и кино. Спектакль всегда создается на глазах у зрителя, даже если сыгран до этого уже миллион раз – он никогда не повторяется. Зрители вдохновляются эмоциями актеров, сопереживают здесь и сейчас. А артисты в ответ получают свой заряд энергии, ради которого они и работают. С кино все по-другому: важен точный сценарий, прописанные шутки и экшен-сцены. Необязательно снимать их в хронологическом порядке – главное, чтобы при монтаже получился нормальный фильм. А еще на первый план выходит работа гримеров, костюмеров, тех, кто создает компьютерную графику.
Вот и с преподаванием примерно так же. Теперь я понимаю актеров, которые говорят, что всегда любили театр.