Все привыкли, что Япония — это экзотика. Ничего похожего на нашу культуру. А вот фиг. В Японии даже православие есть.
Но первыми христианами в Японии были, конечно, католики. В 1549 году в Кагосиму прибыл первый католический проповедник — Франциск Ксаверий. Насколько понимаю, его потом к лику святых причислили.
Но продлилась миссия недолго. Из-за категоричности христианских проповедников многие буддисты и синтоисты были возмущены. Чтобы разрулить ситуацию, правительство запретило миссионерскую деятельность, христианство и вообще визиты европейцев в Японию.
И продолжалось это безобразие до середины 19 века. А вот в 1861 году в Японию прибыл наш русский проповедник — отец Николай. Поселился батюшка в городе Хагодатэ и начал потихоньку проповедовать.
А тем временем на другом конце Японии развивались события, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к православию вообще и к отцу Николаю в частности.
Четырьмя годами ранее из городка Кочи в столицу Эдо прибыла группа самураев. Молодых, надо сказать, и весьма революционно настроенных. Самураи собирались свергнуть сёгунат и вернуть власть императору. Но хотели они этого втихаря, потому что жить им тоже пока хотелось.
А что такое для молодого красавца столица после глубокой провинции? Правильно, вольная воля с саке и барышнями лёгкого поведения. И вот однажды ночью произошла неприятная ситуация.
Один из молодых заговорщиков — Казума Ямамото — "полз на бровях" домой. На пути ему повстречался купец. Пьяный молодой самурай — это очень опасное существо. Что сейчас, что сто с лишним лет назад. И купец сбежал от греха подальше, потеряв при этом красивую коробочку. Казума коробочку пожалел, поднял и припер домой, где и вырубился.
Поутру выяснилось, что в коробке лежат дорогущие золотые часы с гравировкой. По всему выходило, что самурай обокрал весьма уважаемого и богатого купца. А воровство для самурая — поступок недопустимый. Казума потерял лицо и должен был самоубиться.
Но тут на выручку Ямамото пришел его двоюродный брат — Сакамото Рёма. Он отнес коробку с часами их владельцу и принес тому глубочайшие извинения. Самурай, просящий прощение, произвел на купца неизгладимое впечатление. Конечно, он простил Казуму.
Думаешь, всё закончилось хорошо? А вот и нет. Ты же помнишь про отца Николая? Скоро он в этой истории появится.
Начальник самурайского подполья решил, что хоть купец и простил Казуму, но тот всё равно виновен. А значит, должен самоубиться.
Тут вновь вмешался Сакомото Рёма и втихаря переправил Казуму Ямамото подальше от столицы, в Хакодатэ. Там самурай влюбился в дочь синтоисткого священника, женился на ней и был усыновлен своим тестем. В связи с чем Казума перестал быть Казумой, а взял себе имя Савабэ Такума.
Но вернуть императору власть и избавиться от проклятых гайдзинов Савабэ хотел по-прежнему. Гайдзины, иностранцы то бишь, по мнению самурая, хотели подорвать дух японского народа. А для этого проклятые варвары проповедовали свою религию.
И вот в 1865 году, посреди ночи Савабэ вместе с самураями из своей подпольной ячейки ворвался в усадьбу к отцу Николаю. Но батюшка не растерялся и каким-то образом умудрился убедить Такуму, что христиане японцам не враги. Более того, самурай заинтересовался православием, начал его изучать под руководством отца Николая. И в апреле 1868 года Такума крестился под именем Павла.
А чуть позже отец Николай отправил Павла Савабэ проповедовать христианство по Японии. Вот так в Страну восходящего солнца и пришло православие
А про Сакамото Рёму я ещё обязательно расскажу. Очень интересный человек был.