Главы: 1) Отец 2) Во хмелю 3) Мать 4) Сын 5) Отъезд 6) В первый класс
7) На Базе 8) Долги 9) "Я докажу!" 10) "Прощаю!" 11) Мир и покой 12) В новой школе 13) Огород 14) Переживания 15) Разбитая мечта 16) Победа 17) ШМАС 18) Егор
Время действия - 1979 год.
После учебки Мишка попал в Казахстан, рядом с китайской границей. Истребительно-бомбардировочный полк дислоцировался в ущелье между каменных сопок недалеко от железнодорожной станции. Место это славилось жутким климатом – малоснежной и очень холодной зимой и нестерпимо жарким и сухим летом.
Военный городок был настоящей сказкой посреди безжизненной степи, переходящей в полупустыню. Тут и спорткомплекс, и магазины, и больницы, и госпиталь. Посреди аккуратных пятиэтажек – фонтаны и деревья, высаженные в привезённую издалека землю.
Аэродром был оборудован на отлично, вот только взлётно-посадочная полоса совсем не учитывала розу ветров, так что самолеты порой летали при сильном боковом ветре. Но по-другому построить было невозможно, и лётчики каждый раз демонстрировали своё мастерство.
Самолёты, стоящие в капонирах, привели Мишку в восхищение. Он гладил ладонью металл корпусов, рассматривал заклёпки, и удивлялся, как могут преображаться эти создания человеческих рук, поднимаясь в небо.
В полный восторг Мишка пришёл, увидев авиационный тренажёр.
- А можно мне поучиться на нём? – с надеждой спросил он усатого неулыбчивого капитана, начальника этого чуда техники.
- Не положено, - отрезал тот, не глядя на парня.
- Мне не разрешили поступать в лётное училище на медкомиссии. Но мне очень, очень хотелось бы хотя бы представить себя лётчиком, - чистосердечно признался Мишка.
Офицер с интересом посмотрел на него. «Славный какой! Лицо хорошее», - капитан почувствовал какую-то симпатию к молодому солдатику.
- Нельзя, - уже с теплотой в голосе сказал он. – Раньше разрешали механикам обучаться на тренажёрах. А потом нашёлся один ушлый, угнал настоящий самолёт в соседнее государство. Сдал все военные секреты нашему потенциальному противнику. А у нас граница рядом, понимаешь?
- Понимаю, - Мишка вздохнул. – Жаль.
Обслуживание самолётов на жаре, когда металл разогревался как сковородка на плите, было тем ещё удовольствием. Парни мочили обмундирование под краном и надевали на себя облепляющую мокрую ткань. Через десять минут одежда высыхала, переставала охлаждать и ребята снова шли к спасительной воде. Но Мишка был здоров и крепок, к степной жаре привычен, и эти трудности переносил легко.
Молодые и сильные, солдаты даже бравировали своими физическими возможностями. Таскали тяжёлые аккумуляторы, подвешивали к самолётам бомбы. Для этого, конечно, существуют специальные приспособления. Но по старой русской традиции эта процедура всегда проделывается вручную. Просто так – на «раз, два, три».
Однажды утром земля легонько содрогнулась. Мишка удивлённо взглянул на Ахмета – казанского татарина, с которым у него сложились приятельские отношения:
- Что это? Землетрясение, что ли?
Ахмет прибыл в полк чуть раньше и на правах старожила объяснял Мишке непонятное:
- Ядерные испытания на полигоне. Привыкнешь скоро.
Привыкнуть к этому было несложно. И работа в жару Мишку не тяготила. Удивляло и возмущало его другое – взаимоотношения между срочниками.
Михаил был наслышан об армейских порядках, о дедовщине, и был внутренне готов принять их. Но здесь царило землячество. Прибывший вместе с Мишкой Манук Нахаш был встречен радостным гоготом соплеменников. Благополучие его службы было обеспечено.
Когда Мишка впервые увидел расправу над первогодком по фамилии Черных, призванным откуда-то из-под Рязани, он рванулся защитить. Но его ухватил за руку Ахмет:
- Молчи. Не ввязывайся. И ему не поможешь, и себя подставишь.
- Но как же так? За что они его? – кипятился Мишка.
- Они найдут, за что. Так принято тут, смирись.
Мишка знал, что идти против армейских порядков нельзя, и он не шёл. Вместе с другими первогодками он исполнял капризы «дедов». Но один их каприз выполнить он никак не желал.
Военный городок отличался замечательным снабжением, и в местных магазинах было полно дефицитных для большей части страны продуктов. Вкусности, лежащие на витринах, соблазняли всякого, но на них нужны были деньги.
И эти деньги «земляки» собирали с первогодков.
Первые месяцы службы Мишку не трогали. Может быть, за то, что опекал в учебке Манука, а может, по каким другим соображениям, уже никто не расскажет. Но вот настал день, когда пришёл и его черёд.
- Ты должен мне сто рублей, - заявил Мишке один из «авторитетов», высокий горбоносый парень со смоляными бровями и холодными серыми глазами.
- Когда это я у тебя взаймы брал? Что-то не помню.
- Шутник, да? Ладно, разрешаю пятьдесят. Пиши домой, пусть присылают.
Но Мишка писать об этом домой вовсе не собирался. Откуда мать должна взять деньги? Пенсия, оставшаяся ей после отца, в два раза меньше. У Василия? Так у него своя семья, и две дочки подрастают. А самое главное – оскорбляло Мишку то, что деньги эти должны пойти на ублажение наглых, распустившихся от безнаказанности и безделья лбов. Мать должна будет два месяца отрывать от себя, чтобы «земляки» прокурили и проели их за полчаса? Пойти на это Мишка не мог.
Пару недель бровастый «авторитет» ждал, а потом подошёл к нему:
- Деньги когда принесёшь?
- Какие деньги? – Мишка недобро смотрел на носатого вымогателя.
- Ты не прикидывайся дураком. Я тебе сказал – пятьдесят рублей. Нет, теперь сто. Не отдашь – пожалеешь.
- Не отдам. И не жди, - Мишка говорил твёрдо. – Можешь не пугать.
Вымогатель с ехидной усмешкой осмотрел Мишку от макушки до пяток, словно оценивая.
- Смотри, я предупреждал.
Вечером Мишку вызвал Манук:
- Миш, там тебя наши ребята вызывают. Ты бы отдал им деньги! Они же бить будут тебя.
- Нет у меня денег. Нечего мне отдавать. Где они? Веди.
Манук виновато прятал глаза:
- За капонирами.
Мишку ждали четверо. Отъевшиеся, обнаглевшие здоровые лбы не сомневались, что легко сомнут молодого, невысокого паренька. Но только они не знали, что на гражданке занимался Мишка вольной борьбой.
Мишка раскидывал нападавших, не знавших правил боя, а они злились и злобились. Мишка умел терпеть боль, не обращать внимания на ссадины и ушибы и не боялся драк.
Но один удар, пропущенный им, пронзил на мгновенье всё тело. Словно кувалдой ударили в живот. Странно исказились страхом лица нападавших. И вот уже, бросив Мишку, они скрылись.
Мишка опустил глаза. На животе расплывалось кровавое пятно.
«Вон как... Ножом одолели...» - подумал Мишка. Прошёл несколько шагов к казарме и рухнул на землю.
Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки