Французский архитектор XIX в. Эжен Виолле-ле-Дюк писал, что форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой. На дверях Сикионской художественной школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». У зрителя не возникнут эмоции от произведения, пока мозг не произведёт собственные измерения, которые мы даже не заметим.
Ещё в эпоху Возрождения стало известно, что каждая картина имеет определённые точки, на которые мы невольно обращаем внимание. Ведь всё целое состоит из частей, а эти самые части бывают разной величины. Но при этом части расположены в определённом отношении между собой и целым. В процентном округлении значение золотого сечения-это деление величины в отношении 62% и 38%. Принцип
золотого сечения является совершенством целого. Построение, основой которого стал принцип сечения способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению положительных эмоций у человека.
Считается, что понятие о золотом сечении поступило в научный обиход благодаря Пифагору, но есть гипотеза, будто знания он позаимствовал у вавилонян и египтян. И в правду, пропорции барельефов, храмов, знаменитой пирамиды Хеопса свидетельствуют о том, что мастера использовали соотношение золотого сечения при их построении. Древнегреческие мастера тоже использовали это соотношение при создании фасада храма Парфенона.
Сам термин ввёл Леонардо да Винчи. В 1202 году появилась «Книга об абаке» Фибоначчи. А в 1509 году Лука Пачоли издал книгу «Божественная пропорция», где использовал иллюстрации Леонардо да Винчи. Лука Пачоли считал, что это «божественная суть»: бог Сын, бог Отец, бог Святой Дух (малый отрезок представлял из себя бога Сына, большой-бога Отца, а весь отрезок-бога Святого Духа).
А в Германии над этим думал Альбрехт Дюрер. Он разрабатывал теорию пропорций тела человека. И считал, что золотое сечение является важным элементом этой теории. Он измерил больше 2000 человек. Рост делился линией пояса и линией кончиков средних пальцев, опущенных рук. Множество исследователей проводило эксперименты на тему золотого сечения.
Золотое сечение помогает определить координаты точек на картине, привлекающих внимание. Мы можем разделить отрезок тремя способами:
1. На две равные части, получится соотношение двух одинаковых величин. АВ:АС=АВ:ВС.
2. На неравные части в любом отношении.
3. По золотому сечению. АВ:ВС=ВС:АС (деление величины в отношении 62% и 38%).
Рассмотрим золотое сечение на разных примерах. Леонардо да Винчи изобразил «Джоконду» на «золотых треугольниках», которые являются кусочками звёздчатого пятиугольника. Благодаря этому, женщина так загадочно улыбается.
Золотое сечение можно увидеть и на картине И. И. Шишкина «Корабельная роща». Ярко освещённая сосна, которая стоит на первом плане, делит длину картины по золотому сечению.»
Для совершенствования художественного мастерства необходимы знания о золотом сечении. Без этих учений могут возникнуть недочёты, которые заметно исказят картину.