Островского я обожаю. Его пьесы шедевральны. Каков слог, каковы характеры, сюжеты, уж закрутит так закрутит. И что не маловажно, писал о вечном, о по-настоящему вечном. Века проходят, а проблемы все те же и становятся только острее.
Пьеса "Красавец-мужчина" была написана в 1882 году, в самом конце того же года состоялась премьера, но, увы, постановка не нашла горячего отклика у зрителей. Островского раскритиковали. Пьеса явно опережала свое время, в конце 19 века о таких проблемах говорить было не принято, да и женитьба на приданом была делом обычным. Это сейчас принято клеймить позором альфонсов, а тогда это называлось иначе - "удачно женился".
В 1978 году режиссер Маргарита Микаэлян сняла двухсерийный телефильм по этой пьесе, собрав на съемочной площадке группу талантливейших и известнейших советских актеров: Олега Табакова, Марину Неелову, Людмилу Гурченко, Михаила Козакова, Льва Дурова, Нину Ургант, Лию Ахеджакову, Петра Щербакова, начинавшего свою блистательную карьеру Александра Абдулова.
Действие разворачивается в небольшом провинциальном городке, где все друг друга знают и так или иначе приходятся друг другу дальней родней. Молодая очаровательная в своей инфантильной влюбленности девушка Зоя Васильевна выходит замуж по горячей любви за местного признанного красавца Аполлона Евгеньевича Окоёмова, о котором бредят все незамужние и замужние дамы городка. Ослепленная счастьем Зоя не понимает или не хочет понимать, что Аполлон "любит не ее, а ее миллионы". Она "уж так счастлива, так счастлива", что отвергает все предостережения и прямые намеки, считая, что ей просто завидуют. Без колебания она отдает в руки мужа все свое состояние.
Спустя 7 лет происходит неизбежное: Аполлон промотал все средства жены и теперь по уши в долгах - кредиторы грозят ему тюрьмой. Его приятель Никандр Лупачев, давно имеющий интерес к Зое, которая в свое время отказала ему в сватовстве, быстро соображает, как помочь и Аполлону, и себе: Аполлону надо развестись с Зоей и жениться на другой состоятельной барышне, благо, и кандидатура имеется в лице молодой обеспеченной вдовы Лундышевой. Таким образом Аполлон получит возможность расплатиться с долгами, а у разоренной Зои не будет иного варианта, как стать содержанкой у Лупачева.
Только вот во времена Островского развестись было не так просто: надо было непременно доказать, что имела место супружеская измена, причем со стороны жены, иначе муж лишился бы права жениться второй раз (по церковному закону). Так что осталось уговорить Зою разыграть любовную сцену с одним из поклонников. Ослепленная своим мифическим счастьем Зоя соглашается, полагая, что все это игра, что муж ее любит и ничего дурного не задумает. Но после фальшивого изобличения Аполлон объявлет ей, что между ними все кончено и теперь он женится на другой.
Об этом узнает подруга Зои Сосипатра Семеновна и предлагает отомстить и за Зою, и за всех обиженных неверными мужьями женщин. Она на пару с Лундышевой разводит Аполлона на подставную невесту-мильёнщицу и разоблачают его корыстную гнилую душонку, в итоге о его поступке становится известно всем и все приличные дома для него закрыты, а значит, что и богатой невесты ему теперь не видать.
Не знаю, почему некоторые считают этот фильм комедией. Да, в нем присутствуют комедийные элементы, но это драма. От первого до последнего кадра. Всегда безумно жаль Зою, которая так кинулась в любовь, как в омут, с головой и так бессовестно была предана. Можно ли назвать ее дурочкой? И да, и нет. С одной стороны, она слепо доверяла мужу, но с другой - когда пришло прозрение, нашла в себе силы отвергнуть и притязания Лупачева, и претензии на прощение со стороны мужа. Только душа ее сожжена и вряд ли она когда-нибудь отважится на новые отношения.
Концовка у Островского несколько иная. Если в фильме Зоя уезжает из города, чтобы забыть весь пережитый ужас, то в пьесе она, вернув векселя мужу, говорит, что если он постарается найти в себе хоть что-то хорошее, то, возможно, она сможет его любить и дальше. Маргарита Микаэлян предложила более правильный вариант. От таких надо уходить, даже если сердце разрывается от боли при мысли о разлуке. Тот, кто однажды предал, сделает это еще раз, как только подвернется удобный случай.
Фильм очень полезно посмотреть в первую очередь дамам. Помимо роскошной игры мегаталантливых актеров, рассказанная в нем история весьма поучительна: даже влюбляясь, нельзя терять голову. Доверяй, но проверяй. Альфонсы были, есть и будут. Сколько женщин, одурманенных любовью, передают в руки своих возлюбленных все свои средства, квартиры, машины - и все это растворяется в тумане вместе с ухажером. Ну и "американские генералы", служащие по контракту в Ираке, тоже не дремлют.
В общем, не позволяйте собой пользоваться.