Многие задают вопросы, а что же является критерием психического здоровья. Почему что-то является здоровой реакцией, а что-то нет. И как это определяет специалист. На самом деле существует несколько концепций критериев психического здоровья. В основном под здоровой психикой предполагается психика достаточно гибкая и вариативная для того, чтобы совладать со внешними стрессами и подстроиться под меняющуюся реальность, таким образом интегрируясь и адаптируясь в постоянно меняющемся мире.
Старые психоаналитические течения связывали степень психического расстройства с фиксацией на определенной стадии развития: оральной, анальной, фаллической и т.д. по новой классификации определения уровня функционирования человеческой психики по выводам Кларкина, Кернберга, Гринспина и их коллег оценивается путем исследования следующих сфер, которые можно выделить в 4 группы:
Когнитивные и аффективные процессы:
- Способность к регуляции, вниманию и научению
2. Способность к переживанию, передаче и пониманию аффектов
3. Способность к ментализации и рефлексивному функционированию
Идентичность и отношения:
4. Способность к дифференциации и интеграции
5. Способность к отношениям и близости
6. Способность к регуляции самооценки и качество внутреннего опыта
Защиты и способы овладания:
7. Способность контролировать импульсы
8. Способность к защитному функционированию
9. Способность к адаптации, резистентности, стабильности
Самосознание и саморегуляция:
10. Способность к самонаблюдению
11. Способность создавать и использовать внутренние стандарты и идеалы
12. Способности к целеустремленности и осмысленности
Как можно заметить, исследования каждого пункта можно определить по степени развитости и, таким образом определить уровень, на котором функционирует человек. Таким образом, у психически здоровой личности, в идеале будут присутствовать все пункты, а у тяжело нарушенная личность не сможет соответствовать ни по одному пункту. Например, у людей с психотической организацией личности имеются большие проблемы с рефлексией, адаптивностью, способностью контролировать импульсы и переживания, пониманием аффектов и т.д.
Нэнси Мак-Вильямс, обращаясь больше к личности пациента и к психическому благополучию предлагает классификацию, состоящую из 16 пунктов, которые должны определить это, отказываясь от строгого врачебного подхода классификации по симптомам:
- Способность любить. Здесь подразумевается способность вовлекаться в отношения и открываться другому человеку. Порой, человек, которому нанесена сильная травма зажимается в себе и теряет способность устанавливать здоровые межличностные отношения. Это способность принимать человека таким, какой он есть, без инфантильной идеализации или обесценивания, так характерным нарциссическим личностям или подросткам, как ступени их взросления и психического развития. Это способность именно отдавать свои чувства, свое тепло, сюда входят, как и партнерские отношения, так и, как более высокий уровень, отношения родителя и ребенка. В значении ответственной, зрелой любви, а не идеализированного чувства самопожертвования и самоотдачи, или же эгоистичной, инфантильной влюбленности, открывающая рыночные, меркантильные, обменные отношения.
2. Способность работать. Это не только про профессию, это в первую очередь про способность творить и создавать что-то совершенно новое, исполнять свой творческий потенциал и реализоваться в нем. Что-то, что имеет смысл и является ценным для окружающих – общества, семьи, родных.
3. Способность играть. Очень важная способность человека – выйти за пределы своей серьезности, не бояться казаться не серьезным, глупым. Именно это является показателем устойчивой идентификацией и самооценки. А также в смысле «играть» словами, а, то есть апеллировать образами, абстракциями, символами, эта способность затруднена у людей с серьезными психическими нарушениями и людей, функционирующих на психотическом уровне.
4. Способность состоять в безопасных отношениях. Как ни странно, но это выделяется как определенная способность человека и его выбор. Прошлый опыт сильно влияет на выбор привязанностей в будущем, и, таким образом, люди, имевшие травматичный опыт склоны в дальнейшем находиться в небезопасных, садистических, принуждающих или избегающих отношениях. Или же неспособны отделиться и избежать таких отношений, если в них выросли. Сюда можно отнести расстройства привязанности.
5. Способность к автономии. Главной потребностью человека является автономией, сюда входит и возможность управлять собственной жизнью, и распоряжаться своим телом, судьбой, а также твердая самооценка и постоянное, сформированное, зрелое чувство Я.
6. Постоянство себя. Это способность оставаться в контакте со всеми стороными своего Я и иметь цельную картину самого себя. Люди, с нарушениями имеют дифференциированную картину Я, их суждения и Я-образ сильно поверхностен и фрагментирован.
7. Способность восстанавливаться от стресса. Главная черта здоровой, адаптивной психики – способность восстанавливаться. Даже у самого психического здорового человека могут произойти такие события, где он может получить тяжелую травму и тем самым нанести серьезный ущерб психике, но даже в этих случаях она может восстановиться.
8. Реалистичная и устойчивая самооценка. Здесь проходит тонкая грань, поскольку многие люди имеют очень суровое Супер-Эго и чрезмерно критикуют себя, связано ли это с низкой оценкой себя или с повышенной планкой притязаний, но любое из этих критериев приводит к ощущению напряжения и дискомфорта.
9. Система ценностных ориентаций. Для существования человека в обществе необходимы рамки и нормы, по которым человек существует. Гибкое следования этим рамкам является психическим здоровьем, где, с одной стороны это не ущемляет его, поскольку психика достаточна адаптивна, а с другой он им следует, а не старается нарушить и жить без них.
10. Способность выносить эмоции и переживания любой интенсивности.
11. Рефлексия.
12. Ментализация. Обладая этой способностью человек может понять, что другие – это абсолютно иные люди, обладающие своими собственными чувствами, желаниями, опытом, человек, достигший уровня ментализации выходит за пределы эгоцентричного существования ребенка, который думает, что если у него так, то и у всех также. Сюда входит также и разделение своих собственных чувств и действий другого человека, умение отделить примитивную проекцию от реальных действий и мотивов человека.
13. Вариативность применения защитных механизмов. Для людей с пограничной и психотической организацией личности использование высших защит недоступно или сильно затруднено, часто они пользуются примитивными защитами, которые сильно искажают реальность. Для людей со здоровой психикой доступны все защиты.
14. Баланс между собой и окружением. Это про способность думать о себе и, в то же время думать и заботиться о другом.
15. Витальность. Способность чувствовать себя живым, при различных нарушениях человек может себя чувствовать пусты, мертвым, опустошенным, или, даже, сомневаться в собственном существовании.
16. Принятие того, что мы не можем изменить. Способность выносить свою беспомощность, чувство фрустрации и переносить это в опыт. С другой стороны это и есть проживание горя – оплакивание того, чего у нас никогда не было.
Таким образом, эти критерии образуют идеальную картину здоровой психики – сферического коня в вакууме и конечную идеальную цель для психотерапии. Однако, у разных людей могут существовать разные провалы в этом списке, а для определенных психических нарушений или же низких психических организациях – комбинации проседающих пунктов. Например, для психотического уровня проседать будут почти все пункты, для менее серьезных расстройств – в зависимости от других факторов, самой личности, ее прошлого, наследственности, темперамента и т.д.
Подобная классификация очень удобна и является ориентиром для улучшения своего психологического благополучия и самоанализа.