Найти тему

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО ТАНКА СССР

Оглавление

Первые советские танки

История танков СССР берёт своё начало в далёком 1914 году, когда инженер Пороховщиков разработал колёсно-гусеничную машину под названием Вездеход, защищённую бронёй. Её масса была около 4 тонн, броня защищала от пуль, имелось пулемётное вооружение, а экипаж состоял из всего 1 человека. В движение Вездеход приводился 15 киловаттным двигателем, который передавал мощность на колёсно-гусеничный двигатель с помощью планетарной трансмиссии. Через год она была построена в Риге, на испытаниях показала себя с лучшей стороны, преодолевая бездорожье и достигнув 25 км/час.
История танков СССР берёт своё начало в далёком 1914 году, когда инженер Пороховщиков разработал колёсно-гусеничную машину под названием Вездеход, защищённую бронёй. Её масса была около 4 тонн, броня защищала от пуль, имелось пулемётное вооружение, а экипаж состоял из всего 1 человека. В движение Вездеход приводился 15 киловаттным двигателем, который передавал мощность на колёсно-гусеничный двигатель с помощью планетарной трансмиссии. Через год она была построена в Риге, на испытаниях показала себя с лучшей стороны, преодолевая бездорожье и достигнув 25 км/час.

Амбициозные проекты

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам - уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг. 
9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта - его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.
Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам - уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг. 9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли. Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта - его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью. Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк. 
Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя "Борец за свободу тов. Ленин", последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.
Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк. Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя "Борец за свободу тов. Ленин", последующие 14 машин также получили свои имена. Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары. В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека. Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Развитие своего танкостроения

Лишь в 1927 году появился МС-1, также известный как Т-18 или малый танк сопровождения пехоты, весьма современный и совершенный для своего времени. Его полуавтоматическая 37 мм пушка в башне дополнялась 2 пулемётами, толщина брони достигала 16 мм, а скорость - 16,5 км/час. 
Началось бурное создание новой техники в СССР, появились Т-19, Т-20, Т-23 и Т-24, танкетки Т-17 и Т-23, но все они не отличались какими-либо значимыми преимуществами перед Т-18, зато были дороги в производстве. Стоит лишь остановиться на принятом на вооружение в 1931 году Т-24, получившем 45 мм пушку и 4 пулемёта, размещённые в ряд, скорость 22 км/час и экипаж из 4 человек.

С начала 30-х годов, на вооружение СССР начала поступать новая техника, многое заимствовалось за рубежом.

Т-26 являлся английским Light Tank Mk.VI, Т-27 танкеткой Carden-Loyd Mk VI, серия колёсно-гусеничных БТ была основана на танке Кристи, а Т-28, получивший 3 башни, был родственником Medium Mk III.

Тем не менее, уже к 1933 году СССР имел 5 типов вполне актуальной техники, предназначенной для разных задач.
Лишь в 1927 году появился МС-1, также известный как Т-18 или малый танк сопровождения пехоты, весьма современный и совершенный для своего времени. Его полуавтоматическая 37 мм пушка в башне дополнялась 2 пулемётами, толщина брони достигала 16 мм, а скорость - 16,5 км/час. Началось бурное создание новой техники в СССР, появились Т-19, Т-20, Т-23 и Т-24, танкетки Т-17 и Т-23, но все они не отличались какими-либо значимыми преимуществами перед Т-18, зато были дороги в производстве. Стоит лишь остановиться на принятом на вооружение в 1931 году Т-24, получившем 45 мм пушку и 4 пулемёта, размещённые в ряд, скорость 22 км/час и экипаж из 4 человек. С начала 30-х годов, на вооружение СССР начала поступать новая техника, многое заимствовалось за рубежом. Т-26 являлся английским Light Tank Mk.VI, Т-27 танкеткой Carden-Loyd Mk VI, серия колёсно-гусеничных БТ была основана на танке Кристи, а Т-28, получивший 3 башни, был родственником Medium Mk III. Тем не менее, уже к 1933 году СССР имел 5 типов вполне актуальной техники, предназначенной для разных задач.
Например, тяжёлый Т-35 и быстроходные БТ, отлично подходящие для быстрых глубинных атак. 
Стоит вспомнить и самоходную установку АТ-1, в то время называвшуюся артиллерийским танком. Позже, во время Великой отечественной войны, подобные машины стали актуальными, как поддерживая пехоту, так и ведя борьбу с бронетехникой противника.
Например, тяжёлый Т-35 и быстроходные БТ, отлично подходящие для быстрых глубинных атак. Стоит вспомнить и самоходную установку АТ-1, в то время называвшуюся артиллерийским танком. Позже, во время Великой отечественной войны, подобные машины стали актуальными, как поддерживая пехоту, так и ведя борьбу с бронетехникой противника.

Заключение

Довоенный период подошел к концу, значит, стоит подвести итог. За его время советские танки прошли путь от утопичных проектов до серийных боевых машин, постепенно налаживалось производство, появлялось понимание того, каким должен быть танк.

От пулемётного вооружения начали приходить к пушечному, постепенно улучшалась защита корпуса за счет формы, применения сварки и толщины, постоянно наращивались скорость и маневренность.

За счёт серийного производства повышалась надёжность как отдельных механизмов, так и машин в целом, также появилась классификация танков, разбившая их в зависимости от веса на лёгкие, массой до 20 тонн, средние, массой до 40 тонн и тяжёлые.

Армия СССР получила различные машины, отвечавшие требованиям тех времён, но вскоре начавшаяся Вторая мировая война, повлекла создание новых советских танков, один из которых стал лучшим в мире. Впрочем, это уже другая история.