Найти в Дзене

Хитрости и сладости Бабаевской шоколадной фабрики

Открытки-миникартины настоящих художников, коробки, обтянутые бархатом, шкатулки из лозы или дерева, загадки и поговорки, таблица умножения и азбука, гороскопы и частушки - всё это часть шоколадных чудес Фабрики Абрикосовых. Такие красочные сувениры просто не возможно было выбросить после того, как сладости съедались. Открытки становились предметами коллекций, шкатулки выставлялись на видном месте в доме как памятные вещи, обертки собирались в альбомы. А для пополнения коллекции покупатели вновь отправлялись в абрикосовские магазины. О какой еще рекламе может мечтать предприниматель?

Открытка - вкладыш в коробку сладостей
Открытка - вкладыш в коробку сладостей

Алексей Абрикосов дело поставил вдумчиво. Начал с "40 очагов для варки сладостей" - конфектной мастерской с 24 рабочими в 1849 году . Понимая, что конкурировать с другими конфетно-шоколадными производствами нужно с запасом, он постепенно оснащает предприятие механизмами и делает его суперсовременным. К 1877 году Товарищество отца и сыновей Абрикосовых выпускает уже 500 тонн продукции в год на общую сумму 325 тысяч рублей. По нынешним меркам это около 5 миллионов долларов!

В 1879 году приобретается участок земли в Сокольниках под строительство новой фабрики. Место выбрано не случайно: рядом железнодорожный узел, а значит есть возможность быстрой поставки сырья и отгрузки готовой продукции. Фабрика впечатляла: 1 этаж - шоколадная, яблочная и варенная мастерские, второй - пастилочная, третий этаж - конфетная и карамельная. Именно это здание запечатлено на логотипе нынешнего АО "Бабаевский", преемника Фабрики Абрикосова. Это только в одном здании. Во втором трехэтажном корпусе - бисквитная мастерская и помещение для укладки готовой продукции.

Узнаваемый логотип на современном здании фабрики
Узнаваемый логотип на современном здании фабрики

Здесь же общежитие для работников. И не по 40 человек в комнате, как на других заводах и фабриках, а по 1-2 человеку. Были и семейные комнаты. Оплачивался труд работников втрое больше обычных зарплат, 45 против 15 рублей в месяц. Рабочих бесплатно кормили на фабрике, по праздникам вручали подарки и премии. По выходным устраивались "электротеатры", где демонстрировались "туманные картины с волшебного фонаря".

Соответственно и требования к работникам были высокие: чистота, гигиена, организованность, трудолюбие, квалификация. Кстати, первоклассных специалистов Абрикосов нанял и для изобретения способа глазирования фруктов. Секрет этот скрывался, его знали только иностранные специалисты. Алексей Иванович создал специальную лабораторию на фабрике, и секрет был раскрыт. Там же создан был фирменный рецепт нежнейшего зефира.

Для поставок и переработки свежих ягод и фруктов был организован филиал в Крыму, с садом и производством. Для поставок сахара - выкуплен сахарный завод. Глазированные фрукты стали еще одной визитной карточкой фабрики Абрикосовых, наряду с абрикосовой пастилой.

А уж как он работал с покупателем! Как никто в России. Плакатики с улыбающимися детьми, вкладыши в коробки конфет с загадками и головоломками в наборах к праздникам. А их в году было около 30, есть где разгуляться фантазии. Тем более, рядом был постоянный стимул - все-таки в семье 22 ребенка. А дети - главные любители сладостей. Вот и появлялись на обертках котики, мишки, сюжеты из сказок и стихов.

Алексей Абрикосов в свой цех упаковки пригласил 30 профессиональных художников во главе с Федором Шемякиным. На дореволюционных обертках можно увидеть работы Ивана Билибина, Ивана Ропета, Константина Сомова, Виктора и Апполинария Васнецовых, Сергея Ягужинского, Бориса Зворыкина, Евгения Лансере. Абрикосовская упаковка стала шедевром, мягко воздействуя на "целевую аудиторию". Будь то дети, родители, дамочки, кавалеры.

Еще одна коммерческая находка - кредитная практика. До 50% продукции к 1913 году продавалось в кредит. Так стало возможным привлекать покупателей с разным кошельком. К знаковым датам проводились специальные рекламные кампании. Например, к 100-летию А.С.Пушкина всем московским гимназистам бесплатно раздали шоколадные медальоны. На одной стороне - портрет поэта, на другой - название фабрики. А в придачу карманный календарик. Остроумно, не правда ли?

Рекламные ходы, отношение к делу, новаторство Товарищества "Поставщика Двора Его Императорского Величества", действительного статского советника Абрикосова Алексея Ивановича актуальны и по сей день.

Следуя традициям русского предпринимательства, супруги Абрикосовы и их сыновья занимались и благотворительностью. Начиная с пожертвований госпиталям и ополчению во время Крымской войны, строительства бесплатных квартир для участников войны. Бесплатный детский сад для работниц фабрики, родильный приют и женская лечебница - дело рук супруги Алексея Ивановича Агриппины Александровны, родившей 22 детей. Родильный дом имени А.А.Абрикосовой на Миусской площади и сегодня действует.

Абрикосов - единственный русский конфетный магнат. Все остальные шоколадные производства основали иностранцы. Начало истории о нем ---> Из крепостных в магнаты: горькая жизнь сладких королей

Буду благодарна за комментарии и лайки. Подпишитесь на канал и путешествуйте с нами. Наши исторические экскурсии:
о метро --> Как станция Партизанская НЕ стала центром Москвы
о Сокольниках --> Как соколиная охота оживает в названиях улиц Москвы
о путешествиях --> Дворец, за который архитектор попал на купюру 50 марок