Как известно, Россия - родина слонов. И часто приходится читать между строк в комментариях некоторых православных особую гордость. За то, что они все такие христиане. А другие народы как бы и не совсем в сравнении с ними полноценны. Такое ощущение, что они всерьез считают, что вообще всё это христианство именно они и организовали, не иначе. Ибо армяне, которые стали на самом деле первой в мире христианской страной, на лет, этак, 700 раньше Руси, у них "хачи". Невдомек воинствующим ревнителям, что само это слово в переводе на русский означает "крест" (у самих такого мужского имени нет вообще, женское есть - Кристина, но оно нынче редко используется). Т.е., армян они обзывают "крестами" и очень радуются своему остроумию. Хотя, по мне, так не смешно ни разу. Особенно не смешно, когда "хачами" они зовут известных врагов этих самых армян и, к тому же, вообще мусульман - азербайджанцев. Умора.
Сирийцы, от которых, собственно, через Византию они и получили то самое православие, тоже "чурки" и т.д. Невдомек, что многие православные каноны были написаны сирийцем из Дамаска. Ну, а о том, что Библия на арабском появилась куда раньше, чем на славянских языках, они вообще по определению не в курсе. Ибо, повторюсь, свято верят в то, что перед ними никто никогда не стоял. Этакая гордыня и высокомерие, попытки возвыситься, от которых тот самый Мессия и пытался предостерегать.
Да не в коня, видать, было.
Однако, первым языком, на котором прозвучали христианские молитвы, был никак не древнеславянский, а близкий к арабскому языку древний арамейский. А известное даже атеистам "Отче наш", в оригинале в письменном виде выглядит вот так:
ܢܶܬ݂ܩܰܕ݁ܰܫ ܫܡܳܟ݂
ܬ݁ܺܐܬ݂ܶܐ ܡܰܠܟ݁ܽܘܬ݂ܳܟ݂
ܢܶܗܘܶܐ ܨܶܒ݂ܝܳܢܳܟ݂ ܐܰܝܟ݁ܰܢܳܐ ܕ݁ܒ݂ܰܫܡܰܝܳܐ ܐܳܦ݂ ܒ݁ܰܐܪܥܳܐ
ܗܰܒ݂ ܠܰܢ ܠܰܚܡܳܐ ܕ݁ܣܽܘܢܩܳܢܰܢ ܝܰܘܡܳܢܳܐ
ܘܰܫܒ݂ܽܘܩ ܠܰܢ ܚܰܘܒ݁ܰܝܢ ܐܰܝܟ݁ܰܢܳܐ ܕ݁ܳܐܦ݂ ܚܢܰܢ ܫܒ݂ܰܩܢ ܠܚܰܝܳܒ݂ܰܝܢ
ܘܠܳܐ ܬ݁ܰܥܠܰܢ ܠܢܶܣܝܽܘܢܳܐ ܐܶܠܳܐ ܦ݁ܰܨܳܢ ܡܶܢ ܒ݁ܺܝܫܳܐ
И вот так - звучит:
Да, так звучит арамейский язык. Думаю, мало кто из читателей слышал молитвы на арамейском. На нем до сих пор говорят в быту некоторые сирийские селения. Наиболее известный из них - городок Маалюля. Как раз в апреле очередная годовщина освобождения его от боевиков. Я там была почти сразу, как стало безопасно (а чуть раньше там погибли три ливанских корреспондента). За сутки до того, как городок посетил Башар Асад. Так что скоро сделаю об этом фоторепортаж. Есть повод.
Это фото до войны и боевых действий:
Кстати, само существование населенных пунктов, в которых даже древний язык первых христиан уцелел (а в последние перед войной годы активно популяризировался и изучался на курсах), это еще одно опровержение сказок о том, что некие арабы истребили и заменили собой население подчиненных территорий. Кроме христиан, говорящих на арамейском, есть еще похожий сирийский язык, на котором говорили христиане региона и который со временем стал языком, используемым в религиозных обрядах и молитвах. Но это уже другая история.