Что делает лидера человеком, за которым хочется идти и верить в его идеи, цели и проекты? Что делает лидера человеком, рядом с которым вы можете поверить и в свой успех?
Ответ прост: его эмоциональная восприимчивость, способность чувствовать и управлять взаимоотношениями с каждым сотрудником и с коллективом в целом. Его способность направлять эмоции людей в нужное русло и вселять уверенность в себе в каждого сотрудника, мотивировать его и зажигать в нем интерес к общему делу.
О чем это? О поведении лидера, благодаря которому в людях просыпаются позитивные эмоции. Они в свою очередь пробуждают в сотрудниках самые лучшие стороны. Гениальное лидерство всегда имеет эмоциональную основу!
Когда же лидер вызывает негативные эмоции у сотрудников, он создает диссонансный эффект, подрывая эмоциональные основы, на которых держится эффективность команды.
Другими словами, эмоциональное состояние лидера формирует эмоциональную атмосферу в коллективе. Ему даже не обязательно присутствовать в офисе. Его эмоциональное состояние чувствуется сотрудниками через информацию, которую они получают посредством электронной почты или через всякого рода сообщения. Именно лидер управляет «смыслом» ситуации, формируя ее восприятие своими коллегами. Если лидер транслирует смысл «кошмар-кошмар», то сотрудники и становятся «закошмаренными» и вместо поиска конструктивных решений просто боятся руководителя, а это блокирует все креативное мышление. И наоборот, если лидер транслирует смысл «я верю в успех, надо собраться и мобилизоваться», сотрудники, по крайней мере, будут стабильны эмоционально и заряжены на скорейшее решение ситуации. Лидер сам предлагает сотрудникам вариант эмоциональной реакции!!!
Не только резонансный и диссонансный, в коллективах встречаются и другие типы лидеров.
Резонансный лидер. Проникается чувствами людей, дает их эмоциям позитивное направление. Говорит с ними искренне и, действуя с позиции собственных ценностей, вызывает эмоциональный отклик у окружающих.
Несведущий лидер. Лидер, который пытается транслировать эмоционально-положительные смыслы своей команде, при этом игнорируя уже сформировавшуюся крайне негативную обстановку в коллективе. Для начала необходимо разобраться с очагом существующего, например, конфликта, а потом мотивировать сотрудников на достижение поставленных задач.
Диссонансный лидер. Не только не наделен чуткостью (и поэтому не попадает в такт с настроением группы), но и передает окружающим негативные эмоциональные сигналы. Как правило, эти лидеры делают это ненамеренно, им просто не хватает знаний и навыков для демонстрации высокого уровня EQ.
Лидер-демагог. Вовлекают других людей в процесс, намеренно используя негативные эмоции, зачастую уничтожая надежду и оптимизм, блокируя творческое начало. Как правило, это воздействие направлено на третьих лиц, например, на конкурентов. «Они нас поглотят, уничтожат, заберут долю рынка. Если мы это не сделаем, сделают они!». Это быстрый и грязный способ мобилизовать группу для достижения некой цели.
Лидер-тиран. Специально унижает и подавляет своих сотрудников. Иногда делает это при коллегах. Например, дает негативную обратную связь прилюдно, сопровождая этот процесс негативными эмоциями.
Лидер-манипулятор. Как правило, вводят своих сотрудников в заблуждение и используют в своих интересах. Сотрудники это чувствуют и не доверяют такому лидеру.
Каждый руководитель, который стремится к успеху компании, стремится стать резонансным лидером: «Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер», Джон Адамс.
И правда же! Желание сотрудников идти за лидером и верить в его идеи появляется благодаря целому набору согласованных действий руководителя. Эти действия формируют шесть стилей лидерства с точки зрения эмоционального воздействия. Предлагаю краткое описание каждого из них. Из 6 4 являются резонансными – идеалистический, обучающий, товарищеский и демократический. Эти стили лидерства способны зажечь и воодушевить людей.
Оставшиеся 2 диссонансные – амбициозный и авторитарный. Иногда нужны и они, но применять их нужно с большой осторожностью.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер воодушевляет людей, рисуя им привлекательный образ будущего.
Воздействие на климат в организации: сильнейшее позитивное.
Уместно использовать: когда изменение ситуации требует создания нового образа будущего или если необходимо определить ясное направление движения.
ОБУЧАЮЩИЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер связывает желания людей с целями организации.
Воздействие на климат в организации: весьма позитивное.
Уместно использовать: чтобы помочь сотруднику улучшить результат за счет развития перспективных способностей.
ТОВАРИЩЕСКИЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер создает гармонию путем сближения людей.
Воздействие на климат в организации: позитивное.
Уместно использовать: чтобы «залечить» разлад в коллективе, мотивировать сотрудников в трудные времена или укрепить межличностные отношения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер оценивает вклад сотрудников в работу и с помощью активного вовлечения их в процесс управления повышает лояльность к цели и к компании в целом.
Воздействие на климат в организации: позитивное.
Уместно использовать: чтобы заручиться поддержкой, прийти к единодушию, развить в сотрудниках желание высказывать идеи по решению задачи.
АМБИЦИОЗНЫЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер стремится к достижению трудных целей и решению наиболее интересных задач.
Воздействие на климат в организации: крайне негативное в случае перегруженности сотрудников и в случае эмоционального выгорания большей части ключевых сотрудников. Также крайне негативное в случае постоянного качественного или количественного повышения уровня цели.
Позитивное – когда команда готова эмоционально и профессионально к решению поставленных задач и достижению трудных целей.
Уместно использовать: когда необходимо получить отличные результаты от команды квалифицированных сотрудников с высокой мотивацией.
АВТОРИТАРНЫЙ
Способ эмоционального воздействия: лидер рассеивает страхи, указывая четкое направление движения при любых обстоятельствах.
Воздействие на климат в организации: крайне негативное, особенно в случае злоупотребления им.
Уместно использовать: в кризисной ситуации, когда необходима полная реорганизация бизнеса, либо при управлении трудными сотрудниками.
Если резюмировать, применение каждого стиля лидерства должно соответствовать ситуации в компании и в коллективе. Если это условие соблюдено, все ваши действия будут направлены на установление доверительных отношений с вашими сотрудниками!