Найти тему

Синдром самозванца. Как обрести уверенность и начать действовать

В этой статье вы узнаете:

  1. какие ошибки мышления становятся причиной «синдрома самозванца»;
  2. по каким критериям можно отличить эксперта от псевдоэксперта;
  3. что нужно сделать, чтобы преодолеть «синдром самозванца» и забыть это неприятное ощущение навсегда.

Насколько все серьезно?

Синдром самозванца – это проблема, с которой может столкнуться компетентный и успешный в своей сфере человек.

Причем со стороны это выглядит как парадокс.

Окружающие знают этого человека, как способного и ответственного эксперта. А сам человек искренне убежден, что его экспертность значительно ниже уровня требований, которые он предъявляет самому себе.

В отдельных случаях это может проявляться вполне безобидно, как обычная нерешительность, неуверенность в себе, прокрастинация и т.п.

Но, если Ваши внутренние переживания становятся достаточно сильными, то это может оказаться серьезной проблемой, которая снижает качество жизни и требует безотлагательного решения.

В противном случае, Вы попадаете в зону риска таких дезадаптивных психологических состояний, как тревожность, стресс, депрессия.

Тогда все Ваше внимание фиксируется на психологических барьерах, а не на способах их решения.

Как правило, синдром самозванца может возникнуть при определенном типе (или стиле) мышления, когда Вы намерены делиться своими знаниями и опытом, реализовать собственные компетенции.

Другими словами, когда Вы позиционируете себя в роли эксперта в какой-либо сфере.

В связи с этим, и возникает рефлексия собственной экспертности, как попытка самооценки.

Причем, парадокс заключается в том, что наибольшее значение для внутренней гармонии, уверенности в своих силах и способности действовать имеет не абсолютный показатель уровня Ваших компетенций и самооценки, а именно их адекватное соотношение.

Тест на синдром «самозванца»

Способны ли Вы адекватно оценить собственные достижения?

Или Вы считаете их лишь следствием везения или самообмана?

Кажется ли Вам, что окружающие переоценивают Ваши способности, считают Вас более умным и компетентным, чем Вы есть на самом деле?

Выводит ли Вас из равновесия критика (не важно, конструктивная или нет)?

А может быть, у Вас нет синдрома, и Вы действительно обычный самозванец?

Я не сторонник избыточного самоанализа, поэтому начну сразу с «вишенки на торте».

Самозванец (или псевдоэксперт) не подвержен такому синдрому, потому что его самооценка всегда выше уровня его компетенций.

Если же Вы периодически, или постоянно, обнаруживаете у себя синдром самозванца, то у меня для Вас хорошая новость: Вы – точно не самозванец.

У Вас просто синдром, от которого Вы избавитесь сразу после прочтения этой статьи.

В чем кроется источник этой проблемы?

Как уже было сказано, если Вы испытываете «синдром самозванца», то Вы – точно не самозванец.

И скорее всего, Вы сами это понимаете, но, по каким-то причинам, не можете это принять, обрести гармонию с самим собой.

Т.е. Вы осознаете, что обладаете определенным потенциалом, но что-то мешает Вам в полной мере его реализовать.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно, нужны объективные критерии, с помощью которых Вы сможете разобраться в себе и легко отличить экспертность от псевдоэкспертности.

Как отличить эксперта от псевдоэксперта?

1) Первый критерий «от рефлексии к самокопанию»

У эксперта с гораздо большей вероятностью может возникнуть проблема с трансформацией собственной компетентности во внутреннее ощущение и осознание себя экспертом.

Только эксперт может предположить, что окружающие думают о нем как об обманщике.

Хотя он сам понимает, что он не обманщик. И эта надуманная, потенциальная возможность разоблачения, усиливает его беспокойство.

Это происходит из-за того, что он осознает точки своего роста и границы своей компетентности. Но, почему-то обесценивает свои способности и талант.

А если к этому добавить чрезмерное чувство ответственности и самокритичности, перфекционизм, косность мышления, то и получается гремучая смесь под названием «синдром самозванца».

У псевдоэксперта не может быть такого синдрома в принципе. Он просто – самозванец, но в «костюме эксперта».

И он не переживает по этому поводу. Наоборот, он счастлив, что сумел произвести впечатление. И этот хитрый маневр придает ему уверенность.

Ему не нужно долго готовиться и заставлять себя транслировать свои псевдо знания.

Приведу такой пример.

На одном онлайн тренинге по психологии ведущий, прочитав в чате сообщение о том, что его рекомендации не эффективны, сказал в прямом эфире следующее (цитирую дословно):

«Сейчас удалю этого умника нахер».

Хотя обращение было вполне корректным, ведущий почему-то посчитал его не удобным для себя.

Так вот, самозванец не рефлексирует болезненно над собственной некомпетентностью.

У него нет таких переживаний. Они его абсолютно не волнуют.

Он даже не задается таким вопросом.

Основная его задача – произвести эффектное впечатление на свою аудиторию.

2) Следующий критерий «качество или скорость»

Только настоящий эксперт, чем больше расширяет свое знание, тем больше начинает в нем сомневаться.

И это нормально. Чем больше становится Ваше знание, тем шире горизонт взаимодействия с незнанием.

Вы понимаете, что возникает все больше белых пятен в Вашем знании, появляется все больше нерешенных вопросов.

Этот процесс непрерывен. И это замечательно!

Это осознание позволяет Вам постоянно расширять свое знание, обогащать свой опыт, совершенствовать свои компетенции.

Настоящие эксперты долго запрягают (основательно готовятся), и быстро едут (т.е. выдают качественные результаты).

Главное, чтобы эта основательная подготовка не превратилась в самоцель и «день сурка». Чтобы это не останавливало Вас, не становилось камнем преткновения в желании делиться своими знаниями.

Почему таких проблем не возникает у псевдоэксперта?

Да потому что его собственная некомпетентность легко трансформируется во внутреннее ощущение компетентности.

Этот процесс представляет собой защитную стратегию поведения.

Это всего лишь способ вжиться в роль эксперта.

Если эксперт недооценивает себя, то псевдоэксперт – переоценивает себя.

Эта завышенная самооценка добавляет ему вдохновения и позволяет легко переходить от намерения к действию.

Псевдоэксперт всегда действует быстрее, т.к. у него гораздо больше уверенности в своих силах и знаниях.

Для него все кажется элементарным, и так понятным.

3) Третий критерий «процесс или результат»

Если рассматривать любую деятельность в контексте процесс-результат, то эксперт, прежде всего, ориентирован на качество самого процесса.

Он не может оказывать услуги поверхностно.

Победа любой ценой – это не про эксперта.

Для него процесс не менее важен, чем сам результат.

Когда за работу берется эксперт, то делает все, что ему поручат на «отлично».

А псевдоэксперт, прежде всего, задумывается о скорейшем достижении конечной цели, пусть даже и на «троечку».

И старается найти для этого кратчайший путь и менее затратный способ.

Таким образом, эксперт больше всего фиксирует свое внимание на качестве исполнения работы, а псевдоэксперт – на достижении цели и максимальной оптимизации затрачиваемых средств, нередко в ущерб качеству.

Рассмотрим причины возникновения «синдрома самозванца»

Причин достаточно много.

Как правило, корни неуверенности и чрезмерно критичного отношения к себе, уходят в детство и социальное окружение.

Но, как говорил автор термина «стресс» Селье, причин много – а результат один.

Поэтому, для того чтобы избавиться от «синдрома самозванца» нет никакой необходимости копаться в его причинах.

Достаточно научиться управлять своим сознанием. Переводить мышление из режима «автопилот» в «ручной» (или осознанный) режим.

Чтобы избавиться от «синдрома самозванца», который создает психологические барьеры на пути профессионального роста, нужно преодолеть три основные ошибки мышления.

Рассмотрим несколько примеров и способов выхода из «автопилота» мышления.

1) Первая ошибка мышления: «Низкий уровень экспертности».

Если Вас волнует вопрос: «Достаточен ли уровень Ваших компетенций, чтобы Вы могли выступать в роли эксперта, то важно осознать простую формулу:

«Экспертность не бывает абсолютной!».

Вы думаете, что обязаны все про все знать.

Но понимаете, что есть белые пятна в Вашем знании. Что не на все вопросы у Вас есть ответы и боитесь разоблачения.

Но невозможно знать абсолютно все. Нет такого человека, который может ответить на любой вопрос.

Ответить то конечно можно на любой вопрос, но это будет просто личное мнение этого человека по обсуждаемой теме, а никак не абсолютная истина.

Кто-то может искренне либо намеренно заблуждаться, кто-то может быть более адекватен в своих суждениях. Но претендовать на абсолютную истину не может никто.

Поэтому, не надо бояться и стыдиться своего незнания. Надо иметь волю честно признаться в этом, прежде всего самому себе, а затем и окружающим.

В незнании нет ничего зазорного.

Главное, не брать на себя ответственность, которая превышает Ваши возможности.

Уровень экспертности можно сравнить с бесконечным эскалатором, который движется вверх.

Всегда есть кто-то выше Вас и всегда есть те, кто находится ниже Вашего уровня.

Всегда есть те, кто находится на более низком уровне компетентности, чем Вы.

Если Вы добились результата в чем либо, то Ваш опыт ценен для всех тех, кто этого не добился.

Всегда имеется огромная аудитория, которая нуждается в Вашей поддержке, в информации, которой владеете Вы.

Получается, что не важно, на каком уровне экспертности и развития компетенций Вы находитесь.

Ваш опыт – всегда является ценным для определенной категории людей, которая ждет поддержку именно от Вас.

Более того, если Вы считаете, что сначала надо научиться, достигнуть какого-то абстрактного уровня знаний, и только потом начать действовать, то Вы глубоко заблуждаетесь.

Подавляющее количество ответственных экспертов встают на путь дезадаптивного перфекционизма и тратят свое время и силы на приобретение знаний, 90 % которых никогда не пригодятся на практике.

Чтобы повышать свою экспертность, действовать нужно сразу, в самом процессе обучения.

Ваш профессиональный рост возможен только тогда, когда Вы сталкиваетесь с новыми сложными задачами, которые возникают перед Вами на практике.

Лучше всего себя можно узнать, раскрыть свои таланты и повысить уровень компетенций именно на практике.

Важно понимать, что уровень Ваших компетенций имеет гораздо меньшее значение по сравнению с динамикой их повышения.

Более того, вполне нормально искать поддержку у других людей. И даже лучшие профессионалы делают это.

2) Вторая ошибка мышления: «Много конкурентов».

Если Вас волнует вопрос: «будете ли Вы конкурентноспособным?», то важно осознать: конкуренции для эксперта не существует в принципе.

Конкуренция – это проблема псевдоэкспертов.

Если Вы сможете осознать тот факт, что Ваш опыт – уникален, то всегда будете вне конкуренции.

Более того, Вы можете быть востребованным экспертом не только для тех, кто менее компетентен, чем Вы, но и для тех, кто компетентнее Вас.

Даже самый крутой учитель не только учит своих учеников, но и сам всегда учится у них.

Обратная связь порой оказывается более ценной для самосовершенствования самого учителя, чем для его учеников.

Ну а если кто-то считает себя крутым экспертом, который все знает и ему нечему учиться, то это значит, что этот человек застрял в своем развитии. Это позиция невежды.

Его непревзойденность – только вопрос времени.

Приведу такой пример:

В конце 19 века в канун смены научной парадигмы, многие известные ученые-физики пребывали в унынии и депрессии только потому, что считали, что все изобретения уже сделаны и больше ничего нового изобрести невозможно.

Более того, некоторые из них свели счеты с жизнью от такой «безысходности».

Но, мы то с Вами, спустя 100 лет, знаем, что они глубоко заблуждались.

Часто Ваш опыт становится преградой для непосредственного восприятия действительности.

Знания порой ограничивают восприятие информации, которая не вписывается в Вашу картину мира.

Поэтому, если более опытный человек пренебрегает информацией менее опытного, то он многое упускает.

Настоящий эксперт всегда открыт к информации, даже если ее транслирует менее опытный человек.

Более того, нередко суждения менее опытного человека бывают более оригинальными, благодаря непосредственности его восприятия и еще незашоренного взгляда на многие вещи.

Например, для меня источником полезной информации является практически все вокруг (и взрослые, и дети, и природа).

Нужно это просто осознать – Вы уже прямо сейчас являетесь крутым экспертом, как для менее опытных, так и для более опытных людей.

Самое главное – это то, что Вы владеете своим непосредственным опытом, которого нет ни у кого другого, и потому Ваш опыт бесценен.

Ни у кого нет Вашего опыта. Он – только Ваш. Вы – успешный эксперт в своем деле.

И огромное количество людей нуждаются в Вашей поддержке. Они ждут с нетерпением именно Вашей интерпретации собственного опыта.

Согласитесь, что не очень красиво разочаровывать их ожидания.

3) И еще одна ошибка мышления: «Чем круче эксперт, тем больше его аудитория».

Потенциально – все как раз наоборот.

Если Вас волнует вопрос: «Как с имеющимся уровнем экспертности завоевать авторитет и быть востребованным у целевой аудитории?», то важно понять:

Уровень экспертности обратно пропорционален доступности самого эксперта, а не редко и доступности изложения информации.

Более опытный эксперт не всегда способен доступно передать свои знания широкой аудитории.

Всегда есть те, кто еще не готов к встрече с сильным гуру, кому может быть очень сложно воспринять такой формат подачи информации.

А Ваш уровень экспертности, возможно, как раз наиболее подходящий и доступный для них.

Как говорят, учитель появляется тогда, когда ученик готов.

Причем, проблема не в учителе, а именно в ученике.

Смысл этой поговорки состоит в том, что не важно, кто является учителем и какой уровень его подготовки.

Хорошим учителем может быть доктор наук, а может быть и новорожденный ребенок.

Причем, у каждого можно научиться чему-то полезному и ценному.

Проблема только в ученике. В его готовности, в его потребности и в его способности воспринимать информацию.

Есть такая притча, в которой к Будде пришли два новых ученика.

И один из них на следующий день решил уйти обратно.

Прощаясь, Будда спросил его о причине ухода.

Ответ был удивительным:

«Проведя один день рядом с тобой, я осознал, что еще не готов к встрече с таким учителем, как ты. Я не готов стать учеником будды».

Он честно признался.

Если Вы в очередной раз испытали «синдром самозванца», то просто осознайте три факта:

1) Во-первых, практически каждый человек начинал когда-то с чистого листа;

2) Во-вторых, на сегодняшний день есть вещи, которых еще не знает никто;

3) И, в третьих, по собственной воле Вы можете научиться практически всему, что знают другие.

Надеюсь, эти примеры существенно облегчат Ваше восприятие реальности.

Позволят Вам выйти из режима «автопилот».

Сделают Ваше мышление более гибким.

Позволят взглянуть на ситуацию под другим углом, более адекватно.

Снимут острое переживание.

Но, все это не решает основную проблему, которая кроется в постоянном «соскальзывании» Вашего мышления в режим «автопилот».

Что делать, чтобы научиться, не просто преодолевать «синдром самозванца», когда он уже Вас одолел, но и овладеть суперспособностью предотвратить его появление, забыть о нем в принципе?

Для устранения самой причины косного мышления, которая и создает условия возникновения «синдрома самозванца» необходимо сделать всего три вещи.

1) Первое: измените свое отношение к собственным ошибкам.

Постарайтесь относиться к неприятностям спокойнее.

Помните, что «не падает только тот, кто ползет».

Ни одно дело не обходится без ошибок и промахов.

Поймите, что совершенных людей не существует. Проблемы рано или поздно возникают у всех.

А вот способность их преодолевать – это и есть залог совершенствования. При условии, что Ваше отношение к собственным ошибкам адекватное.

Более подробно о том, как преодолеть страх ошибок, Вы можете прочитать в статье «Ошибка или опыт?».

2) Второе: развивайте критическое мышление.

Учитесь управлять своим мышлением.

Если Вы не управляете своим мышлением, то это делает кто-то другой.

Перестаньте быть ведомым, станьте ведущим.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в статье «Как управлять мышлением». Ссылка:

3) И третье: развивайте способность переходить от намерения к действию.

Избавьтесь от стереотипов и шаблонов. Объективно и трезво оцените свои достижения, свой личностный потенциал и раскройте его максимально полно.

Это позволит Вам получить контроль над волевой сферой Вашего сознания.

Об этом хорошо сказал успешный человек: «К черту все! Берись и делай!». Это и есть – проактивная позиция.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в статье «Как реализовать потенциал личности».

Подведем итог. Что имеется в сухом остатке?

1) Во-первых, всегда важно понимать, что любая ситуация имеет свои плюсы и минусы.

Рассмотрим плюсы:

- «синдром самозванца» стимулирует стремление к самосовершенствованию и работе над собой,

- способствует повышению собственной компетентности.

К минусам можно отнести то, что:

- процесс самосовершенствования превращается в самоцель и бесконечный процесс,

- поэтому, становится сложно реализовать имеющийся потенциал.

2) Во-вторых, для того чтобы преодолеть «синдром самозванца», когда он у Вас появился, необходимо перевести мышление из режима «автопилот» в режим «осознанного восприятия».

Это позволит Вам снять напряженность, адекватно оценить свои возможности и эффективно взаимодействовать с реальностью.

3. И в-третьих, для того чтобы предотвратить само появление «синдрома самозванца», необходимо развивать три сферы сознания: эмоциональную, смысловую и волевую.

Это позволит Вам не соскальзывать в режим «автопилот», мыслить за рамками шаблонов и стереотипов, управлять своим мышлением, быть ведущим, а не ведомым.

Принимайте себя, преодолевайте собственные шибки мышления, неуверенность в себе, и действуйте.

Используя эти рекомендации, Вы сможете эффективно расходовать свои ресурсы, повышать свою экспертность, максимально полно реализовать имеющийся у Вас потенциал.

Если эта статья оказалась для Вас полезной - ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Трансформер мышления». Ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCMSgZFZB6bEq7dCMgapeB5w