Слухи о коронавирусе и карантине неизбежно привлекают внимание, заставляя людей сходить с ума. И это не удивительно: если кто-то, будь то телевидение или сами граждане, начнет нагнетать обстановку, распространяя слухи о том, что скоро в магазинах будут пустые полки, с большой вероятностью спрос на определенные продукты поднимется и возникнет их дефицит. Чем он выше, тем больше паники и, как следствие, больше спроса на продукты.
Паника — главный враг коллективного бессознательного
Что начинают делать люди, стоит им узнать, будто какой-то товар скоро станет недоступен? Верно: они бегут закупать его «на всякий случай» в больших количествах, чтобы комфортно пережить ожидаемый дефицит, и тем самым создают его собственными руками.
Точно так же работают прогнозы абсолютно любого дефицита. Пример: если начнутся перебои с бензином, многие люди будут готовы целыми днями простаивать в очередях, дабы «на всякий случай» заполнить бак до упора — вдруг топливо возьмет и закончится? Такое поведение серьезно обостряет всякий дефицит. Ситуация, когда товара хватает на всех, предполагает, что не у всех в данный момент бак полон. Если каждый начнет заливать под завязку, кризис не заставит себя ждать. Запасы бензоколонок опустеют, и дефицит станет нашей реальностью, пока система спроса и предложения не восстановится.
Еще один доступный пример — это деньги. Стоит распространить слух, что банки закрываются, как вкладчики бросятся опустошать свои счета, и финансовая система потерпит крах. Количества денег попросту не может хватить на всех, и слухи перестанут быть вымыслом — паника сыграет с людьми свою злую шутку. Что из этого причина, а что — следствие? На мой взгляд, ответ очевиден. Не стоит поддаваться всеобщей панике — она передается, словно вирус, вызывающий в нас столько опасений, но именно паника может привести общество к краху быстрее, чем любая болезнь.