Найти тему
Гаянэ Степанян

Новая жизнь Данте

Сандро Ботичелли. Данте
Сандро Ботичелли. Данте

Дара языковой пластики недостаточно для того, чтоб стать великим поэтом. Великая поэзия рождается не от случайно обретенного кресала языкового таланта. Она разгорается от искры, пробегающей при трении реальности внешней – и реальности духовной, наполненной событиями, ничем не примечательными для постороннего взгляда.

Кто б мог подумать, что встреча девятилетних мальчика и девочки озарит путь духовного совершенствования Данте, а с ним – и всей европейской цивилизации?!

Генри Холидей. "Встреча Данте и Беатриче на мосту Санта-Тринита"
Генри Холидей. "Встреча Данте и Беатриче на мосту Санта-Тринита"

Итак, они впервые встретились, когда им было чуть меньше или больше девяти. Беатриче была в красном платье – так она и войдет в поэзию Данте. Возвышенная любовь поэта к Беатриче, лишенная чего бы то ни было плотского, не вызывавшая даже помыслов о женитьбе, была вполне в духе куртуазной культуры трубадуров, царившей в итальянском 13 в. В истории этой любви не произошло ни одного тайного свидания, ни одного запретного поцелуя, ничего такого, о чем можно было бы написать роман или трагедию. Вот Беатриче встречается ему на улице – и кланяется ему, вот он видит ее на свадебном торжестве и смущается так, что друг вынужден его увести. Вот он узнает, что умерла ее близкая подруга, а после – отец – и его охватывает тревожное предчувствие ее скорой смерти.

Чувство Данте настолько трепетное и ранимое, что, чтоб скрыть его и не позволить никому прикоснуться к святыне сердца своего, он даже делает вид, будто влюблен в другую, а не в нее, не в Беатриче… Он настолько убедителен в этой игре, что начались пересуды.

Однако предчувствие скорой смерти любимой не обмануло поэта: она умерла в 23 года 9 июня 1290 г. вскоре после отца.

Данте Габриэль Россетти. "Видение Данте о смерти Беатриче"
Данте Габриэль Россетти. "Видение Данте о смерти Беатриче"

Двадцатипятилетний Данте, безутешный и скорбящий, впервые встал перед тайной бренного бытия и смысла мимолетной жизни. Он написал о своей любви в “Vita Nova”, то есть в «Новой жизни». В книгу вошла юношеская лирика, подчиненная общему сюжету высокой любви и сопровожденная авторским комментарием. Основные мотивы в ней – философия любви и самопознания, которые и в дальнейшим станут ведущими для великого флорентийца.

Почему «Новая жизнь»? Потому что через высокую любовь поэт вступил в «новую жизнь». Вот какой предстает Беатриче на страницах этого произведения:

Облеченная в скромность, сияя красотой, шествует среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтоб явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия.

Любовь к Беатриче обратилась для Данте источником духовной силы, позволяющим мириться со злом во вселенной, с врагами, отвращая его мысли от дурного. Беатриче же стала единственной причиной, по которой он решил посвятить себя поэзии:

У меня не было другого учителя в поэзии кроме себя и самой могучей наставницы - любви.

Любовь помогла ему справиться с утратой и продолжить жизнь: «эта скучная жизнь недостойна такого прекрасного существа», - вот к какому выводу он пришел. Нет, превращения земной Беатриче в ангела в его восприятии не случилось: ведь не может в ангела превратиться… ангел. Он уверовал, что она всегда им была, просто ненадолго приняла земное обличье. И, ангелизировав свою возлюбленную, он сделал то, чего не делал ни один трубадур: вместо того, чтоб вознести даму сердца на небеса, Данте провозглашает, что она всегда была их обитательницей.