Проекты летательных аппаратов Бартини и многие из тех, что были построены, своей замечательностью, смелостью и поучительностью подобны судьбе их автора – единственного наследника огромного состояния, сына итальянского дворянина, вице-губернатора одного из видных вельмож Австро-Венгерской монархии ставшего убежденным коммунистом, членом ИКП; любителя футбола и фехтования, студента Миланского политехнического института, убежавшего от ищеек Муссолини в СССР, чтобы «красные самолеты летали быстрее черных»; тридцатилетнего инженера-механика Севастопольской авиаминаносной эскадры, в 1927 году ставшего комбригом РККА и через 10 лет посаженного в советскую тюрьму как «шпиона дуче», которого из застенок Берии спас мировой рекорд, поставленный самолетом «Сталь-7» конструкции Бартини; добившегося признания главного конструктора самолета, который в 1941 году бомбил столицу фашистского Рейха, и который стоял в очереди рядовых сотрудников за стаканом кефира в заводском буфете; ученого, открывшего шестимерный мир; художника, разрисовавшего цветной акварелью стены своей маленькой квартирки в подмосковной «Ухтомке».
1929 год. Эскизный проект четырехмоторного гидросамолета с тандемной установкой моторов общей мощностью до 3000 л.с.; проект «разрезное крыло особой конструкции», со щелями в хвостовой части несущей поверхности, что снижало лобовое сопротивление и увеличивало подъемную силу; предложение 40-тонного морского бомбардировщика МТБ по схеме катамаран.
1933 год. Истребитель «Сталь-6» с одноколесным шасси разгоняется до скорости 420 км/ч – мировой рекорд.
1935 год. Дальний арктический разведчик ДАР с возможностью посадки на лед и воду. На самолете два мотора устанавливались тандемно, два соосных пропеллера вращались в противоположных направлениях.
КБ Военно-воздушной академии. «Самолет-невидимка» из органического стекла «радоида», с внутренней стороны покрытого слоем амальгамы. «Невидимка» был снабжен устройством для распыления голубоватого газа, «растворяющего» самолет в воздухе.
14 февраля 1938 года. Арест. Допросы с пристрастием и членовредительством.
1939 год. Пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка» устанавливает мировой рекорд скорости на дистанции 5000 км – 405 км/ч. Реализованную на «Сталь-7» схему позже применил немецкий конструктор Юнкерс.
Прием в Кремле. Сталин: «А кто главный конструктор, почему его здесь нет? Найти, заставить работать!».
1940 год. Подмосковное Болшево, «Шарашка» - ЦКБ-29 НКВД. Переделка истребителя «Сталь-7» в бомбардировщик ДБ-240 (впоследствии переименован в «Ер-2» и построен в количестве 462 единицы).
10 августа 1941 год. Бомбардировщики «ТБ-7» и «Ер-2» бомбят Берлин.
1941 год. Омск. Тюремное ЦКБ-29. Проект реактивного одноместного истребителя «Р» в виде крыла переменной стреловидности с размещенным в нем плоским прямоточным двигателем. Фактически это идея объединения планера с силовой установкой, к которой другие изобретатели пришли много позже. Форму крыла Бартини выбрал близкой к оживальной, что снижало воздушное сопротивление. В пояснительной записке Бартини привел расчетные данные: максимальная скорость полета 1250 км/ч (1,15 М), продолжительность полета 30 минут – фантастика для того времени.
1944 год. Проект двухэтажного транспортного самолета «Т-107» - на верхней палубе пассажиры, на нижней – груз.
1945 год. Проект первого широкофюзеляжного транспортного самолета «Т-117». При массе 25 тонн самолет вмещал 80 десантников, был способен перевозить танки. Самолет начали строить на Таганрогском авиазаводе №86, но в 1948 году, при 80%-ной готовности, проект закрыли.
1946 год. На свободу с чистой совестью, но без реабилитации.
1952 год. СибНИА им. С.А. Чаплыгина. Создание аэродинамических супер критических профилей с пониженным волновым сопротивлением.
1955 год. Проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Через 10 лет материалы проекта использованы при создании знаменитого Ту-144.
1961 год. Проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой.
1962 год. Проект самолета-амфибии МВА-62 катамаранной схемы с вертикальным взлетом и посадкой.
1972 год. ОКБ Камова в подмосковной Ухтомке. Разработка противолодочного экранолета ВВА-14М-62 с максимальной массой 52 тонны и максимальной скоростью полета 760 км/ч. Самолет оснащался двумя маршевыми двигателями ДТРД Д-30М тягой 6800 кг каждый. Предполагалось также установка в шахтах центропланов 12-и подъемных двигателей РД36-35ПР тягой 4400 кг каждый, с забором воздуха сверху центроплана и с выхлопом вниз. Советская промышленность такого количества двигателей не потянула. Два экземпляра экранолета были построены на Таганрогском ТАНТК Бериева в варианте без подъемных двигателей. Первый полет состоялся 4 сентября 1972 года.
Согласно завещанию, все труды Бартини запечатаны в металлический ящик и не должны вскрываться ранее 2197 года.